Место, где соревновались идеи

Круглый стол "Каким должно быть новое соглашение с ЕС?"

Государственность и суверенитет Республики Молдова были закреплены в высшем законе нашей страны в 1994 году. Прошло сравнительно много времени. Происходили различные важные исторические события. Как бы то ни было, этот факт дал старт новому этапу развития парламентаризма в нашей стране. 2 марта 1992 года Молдова стала членом ООН, в 1994 году стала страной - членом СНГ, в 1995 году - членом Совета Европы. С констатации этих фактов начала свое выступление председатель фракции ПКРМ, депутат Мария ПОСТОЙКО.

 

Были и сложные времена. Парламент действовал и во время приднестровского конфликта, который, к сожалению, был спровоцирован тогдашним парламентским большинством, в условиях становления гагаузской автономии, борьбы за целостность и независимость. До того времени Молдова не имела опыта законодательной деятельности. Все делалось методом проб и ошибок. Но время не ждало: была необходимость в создании законодательной базы, которая должна была обеспечить функциональность государства и рыночной экономики.

Известно, что самый прогрессивный период в деятельности парламента нашей страны был в то время, когда фракция ПКРМ имела парламентское большинство. Это утверждение разделяют не только многие эксперты, но и некоторые депутаты ныне правящей коалиции. Во время руководства ПКРМ в законодательном органе был порядок, была ясность.

Законодательный процесс был четким и предсказуемым, он осуществлялся на основании законодательных планов, в этот период был разработан законодательный процесс, включающий в себя разработку, рассмотрение и принятие законов. Именно в этот период были разработаны законодательные базы во всех областях: Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, новая редакция Кодекса аудиовизуала, Избирательный кодекс, были кодифицированы многие другие сферы.

В то же время в парламенте обеспечивался процесс рассмотрения различных событий важнейшего значения для молдавского общества. Никто ни по какой причине не мог быть лишен права быть услышанным, все законодательные инициативы, предложенные оппозицией, были рассмотрены в постоянных комиссиях, по ним были проведены дискуссии. Для приближения граждан к принятию решений было разработано законодательство, регламентировавшее деятельность местных властей. Парламент на самом деле был местом, где соревновались идеи.

В том, что касается деятельности парламента на внешней арене, то стоит отметить, что наши отношения с законодательными органами других государств, с международными и региональными организациями развивались поступательно и последовательно. Парламент взаимодействовал с Советом Европы, в рамках структур СНГ развивал дружеские отношения во всех направлениях. Разве не в 2005–2009 годах парламент разработал широкий круг законов в строгом соответствии с директивами Совета Европы? Разве не тогда парламент Республики Молдова демонстрировал дисциплину и ответственность в том, что касалось внедрения плана действий РМ - ЕС, защищая при этом интересы населения, экономику страны, суверенитет и целостность государства?

Начиная с 2009 года началась новая страница в истории молдавского парламентаризма. К сожалению, страница печальная. Последние пять лет характеризуются полной деградацией законодательной деятельности парламента. Шантаж и подкуп депутатов, отсутствие у оппозиции права на выражение своего мнения на заседаниях парламента, отключение микрофонов, голосования с нарушением норм - все это стало нормой последних легислатур.

Эти примеры - лишь часть нарушений, допускаемых нынешним парламентским большинством. Парламент перестал быть законодательным и представительным органом в прямом смысле этих слов. В настоящее время он представляет собой зеркало всех беззаконий, которые творятся всей властью. Все больше экспертов констатируют, что Молдова оказалась захваченным государством. Исходя из таких оценок, можно констатировать, что о развитии парламентаризма в таких условиях не может быть и речи.

В Соглашении об ассоциации, парафированном Республикой Молдова, парламент более не является представительным институтом. Вероятно потому, что достаточно иметь парламент в Бухаресте.

После парламентских выборов 30 ноября этого года, деятельность парламента должна вернуться к нормальности, в рамки закона - так, чтобы был возможен процесс развития и совершенствования молдавского парламентаризма и укрепление Молдовы как правового государства. Без того, чтобы уйти с нынешнего порочного пути, развитие страны на демократических принципах невозможно.

Необходимо модифицировать регламент парламента, оградить законодательный орган от всех попыток лишить кого-то права на выражение, чтобы законодательный процесс был понятным и транспарентным, в интересах избирателей.

В этом смысле имело бы смысл, чтобы в избирательной платформе ПКРМ делался акцент на запрете "политического туризма" и коррумпирования народных избранников, и чтобы те, кто попадает в парламент по спискам той или иной партии терял мандат, в случае поддержки им иного формирования или провозглашения себя независимым. Потому что таким путем с предательством сталкиваются не только политические партии и коллеги, а что гораздо хуже - избиратели.

Законы нужно изменить таким образом, чтобы та партия, которая набрала больше всего голосов, наделялась правом формировать правительство на время своего мандата. То, что происходит последние пять лет, демонстрирует нам, что правительство не отражает интересы большинства избирателей, не берет в расчет общественное мнение.

Согласно Конституции, Молдова - парламентская республика. Поэтому должна быть усилена эффективность законодательного органа. В противном случае мы не можем констатировать, что в нашем обществе доминирует демократия. Надеюсь, Молдова вернется на путь парламентаризма, законности и демократии.

Статьи на эту тему