Зеркальное отражение

Не могу молчать

Говорят, "каков народ - такое и правительство". В каком-то смысле это действительно так. Из недавнего прошлого: "Тем, кто на верху, видней, кто должен возглавлять власть. Дурака не предложат". Так было при Советах, так было и при Воронине. Вся страна спокойно трудилась, и все радовались тому, что возрождалось сельское хозяйство: по всей стране создавались МТС, закладывались новые современные сады, виноградники. Создавались пункты переработки сельхозпродуктов. В советское время огромная Россия с радостью принимала все, что производила Молдова. Живите и радуйтесь! Обучение детей было на должном уровне: микрорайон школы разбит на участки, которые проверялись учителями весной и осенью. Не дай Бог, чтобы кто-то из детей не был охвачен школой! Детям из бедных семей покупали одежду и обувь за деньги государства. В каждом селе был пункт медицинской помощи, куда мог обратиться каждый. Все это говорило о том, что напрягаться и вникать в суть выборной системы надобности нет. Люди трудились на благо своей семьи и своей Родины без страха, что найдутся пройдохи, которые смогут пролезть во власть и уничтожат всю эту систему. Но тем не менее беспечность народа уходит корнями во времена правления Штефана Великого, а то и глубже. То, что формировалось столетиями, проявляется и ныне. Читая поэму нашего современника Анатолия Короля "Штефан Великий", убеждаешься в этом.

...Кружили голову сомненья -
Ведь было много лет назад:
В лесу познал стыд пораженья
Боярин видный - Цепеш Влад.
А предали его бояре:
Свои отряды увели.
Молдову защищать не стали
Предатели своей земли.

Не все бояре были такими, но они были. Такие и сейчас имеются. С теми великий воевода поступал на свое усмотрение, а ныне они обладают неприкосновенностью. Гадить, грабить, душить - им доступно, а ответить за содеянное - табу. И что характерно: плодятся они как кролики. Для них ни Родина, ни родная земля - ничего не свято. Всем пожертвуют ради своего имиджа и похвалы со стороны чужестранцев. Об этом говорится и в поэме.

Мораль боярская такая:
Молдова - мелкое гнездо.
Пусть будет в крае власть чужая,
И быть нам с нею суждено.
А будет здесь наместник Порты:
Никто не станет Порту злить.
Затихнут дрязги, склоки, споры:
Боярам сладко будет жить.

Но подобные желания тогда рухнули, о чем свидетельствует история. Подобное рухнет и сейчас. Об этом в поэме сказано так:

Надежды рухнули нежданно:
Штефан бояров не щадил.
И всех, кто присягнул Корану,
Без всякой жалости - казнил.

А финал этой эпопеи будет таким, каким он и описан:

Потухла слава Мухаммеда,
Потух османии костер.
И нет надменного соседа.
Дунай укрыл войны топор.

Многонеуважаемые горе-руководители, вы даже в снах отгораживаетесь от мудрейшего нашего воводы. О нем вы нигде и никогда не вспоминаете. Возлагая цветы у памятника, молча, сцепив зубы, убираетесь восвояси. А зря. Та история для вас - зеркало с вашим отражением. Смотретесь в него чаще, возможно совесть и заговорит. А если нет - судьба повторится, хотя уже прошли века.

А.Корнев,
г.Бельцы.