Зеленый змей не дремлет

Белая горячка
Белая горячка

Алкоголизм — это тяжелая болезнь, истоки и причины которого лежат в обществе. Иными словами — болеет не только человек, болеет все общество вне зависимости от возраста и пола. Общественные причины — деморализация, неприкаянность в личной и профессиональной жизни, отсутствие других возможностей реализации себя как активной личности, постоянно гнетущий фон настроения, неуверенность в завтрашнем дне...

Анекдот в тему:

-Алло, скорая помощь?
- Да, что случилось?
-У моей жены белая горячка!
-Откуда вы знаете?
-Так в комнате полно чертей, а она их не видит!

Начальная стадия алкоголизма...

Это повышение толерантности к алкоголю, которая часто является предметом бахвальства среди алкоголиков. Если средний человек может выпить, допустим, 300-400 г водки за вечер и с трудом держаться на ногах, то алкоголик в начальной стадии выпивает до одного-двух литров с теми же внешними проявлениями опьянения.

Это и психическая зависимость от алкоголя. При невозможности употребления спиртного у человека появляются следующие симптомы:

- сильное, зачастую непреодолимое влечение к алкоголю, навязчивые мысли о выпивке;

- раздражительность, гневливость, снижение настроения, плохой сон.

- исчезновение защитного рвотного рефлекса на большие дозы алкоголя. Если у малопьющего человека на превышение привычной дозы алкоголя возникает защитная рвотная реакция, то у больного алкоголизма эта реакция исчезает (либо значительно снижается) даже в ответ на смертельные дозы спиртного.

Cредняя стадия

- На другой день после выпивки у алкоголика развивается серьезное недомогание, боли во всем теле, сильнейший тремор (дрожь тела), ухудшаются или совсем пропадают сон и аппетит. Это состояние отличается от простого отравления алкоголем, которое бывает наутро у случайно "перебравших". Если у здорового человека, отравившегося спиртным, чувство недомогания сопровождается отвращением к выпивке и проходит к обеду, то у больного алкоголизмом похмельный, или абстинентный, синдром длится несколько суток и сопровождается тягой к "зеленому змию".

При нарастании психопатической симптоматики появляются так называемые функциональные галлюцинации, когда в тиканье часов или в стуке колес поезда больной слышит слова угрозы в свой адрес. В вечернее время начинают появляться отрывочные слуховые и зрительные галлюцинации угрожающего характера, которые становятся все более частыми и более развернутыми, со временем занимая все сознание пациента. Развивается так называемая белая горячка, или алкогольный делирий.
Конечная, или завершающая, стадия возникает, если больной не погибает на второй стадии. Алкогольный гепатит переходит в цирроз печени, а все другие заболевания внутренних органов тоже приобретают стойкий, необратимый характер. Вследствие всего этого снижается переносимость спиртных напитков: больной пьет понемногу, но часто, иногда на протяжении целых суток. Возникает и такое осложнение, как алкогольная энцефалопатия и другие болезни.

Белая горячка

Характерной чертой алкогольного делирия является то, что он никогда не развивается на фоне опьянения, а возникает лишь у трезвого пациента, при отмене привычного приёма алкоголя. Алкогольный делирий, или белая горячка, начинается с развития похмельного состояния, затем нарастают безотчетная тревога, страх, предчувствие надвигающейся беды. На 3-4 ночь возникают бессонница и обильные, чрезвычайно подвижные, яркие, чувственно окрашенные зрительные галлюцинации - больные видят перед собой летающую паутину, множество подвижных насекомых, мелких животных (мышей, крыс), змей, иногда чертей. Временами на этом фоне появляются устрашающие фантастические образы. К зрительным галлюцинациям и иллюзиям присоединяются и слуховые.

Характерна изменчивость состояния: периоды резкого психомоторного возбуждения внезапно сменяются временным успокоением, аффект страха чередуется с благодушием, гнев, агрессия - с дурашливым весельем.

Начавшись ночью, болезнь в течение нескольких часов достигает своего наивысшего развития. К утру (как это свойственно и инфекционному делирию) состояние несколько улучшается, больной рассказывает о происходившем с ним ночью, понимает, что он. болен. Но к вечеру иногда вновь нарастают страх, тревога, растерянность - психоз повторяется с прежней силой.

Алкогольный делирий является одним из наиболее тяжелых, острых психотических состояний, угрожающих жизни больного, и поэтому требует особенно интенсивной терапии. Учитывая тяжесть заболевания, целесообразно проводить неотложную терапию с учетом современных принципов реанимации, особенно если в первые сутки не удается достигнуть заметного терапевтического эффекта. Необходима срочная госпитализация в психиатрическую больницу с соблюдением мер фиксации больного, а также назначением средств успокоения и сердечных препаратов.

Мнение специалиста

Лучшее лекарство - стены

Комментарий заведующего 1-м отделением Московской областной психиатрической больницы №5, врача психиатра-нарколога Владимира Владимировича Мичко-Мегрина.

- Алкогольный делирий. или острый алкогольный психоз, в народе называют белой горячкой. Возникает на фоне алкогольной зависимости. Другими словами, алкогольный психоз является проявлением алкоголизма. Это комплекс синдромов, обусловленный отеком головного мозга, нарушением его микроциркуляции, нарушением обменных процессов всего организма. Часто наблюдаются серьезные патологии со стороны функции почек и печени, сердечнососудистой системы.

К алкоголизму может привести даже сравнительно небольшое, но ежедневно употребляемое количество алкоголя. Нужно учитывать многие факторы. В частности, состояние нервной системы, наследственность, наличие острых воспалительных процессов (пневмонии, ОРЗ, гриппа, панкреатита, холецистита и т.д.), которые могут способствовать развитию острого алкогольного психоза.

Из-за интоксикации человек может не пить несколько дней. Просто организм больше не может воспринимать алкоголь. Как правило, психоз возникает на фоне того, что человек отказался от спиртного, и у него появляются признаки возбуждения и помрачения сознания. Впрочем, однозначно к этой проблеме относиться нельзя. Хотя психоз чаще развивается, если человек не пьет 2-3 дня, но также может проявиться и на фоне алкогольного опьянения.

Легкий алкогольный абстинентный синдром иногда может быть купирован однократным приемом небольшого количества алкоголя, т.е. похмельем. Но опохмелка — не выход. Таким людям нужно серьезное лечение.

В более тяжелых случаях, при развитии алкогольного психоза, нужно проводить промывание сосудистого русла, желудочно-кишечного тракта, проводить противоотечную терапию, направленную на восстановление контролирующей функции головного мозга, мероприятия по нормализации обменных процессов в организме.

Основной симптом алкогольного психоза - нарушенное сознание и неадекватное поведение, которое может диагностировать любой человек. Больной не отдает себе отчет в своих действиях - куда-то стремится, чего-то боится, от кого-то прячется. Аналогичные ситуации возникают при некоторых отравлениях и при шизофрении. Однако, собирая анамнез и зная, что человек до этого какое-то время пил, можно сделать вывод, что данные проявления являются следствием алкоголизма.

Длительность алкогольного психоза бывает разной, все зависит от тяжести отека головного мозга и состояния внутренних органов, а также наличия какого-либо воспалительного процесса. Случается, что из тяжелого состояния психоза мы не можем вывести пациента неделю и более. Примерно в 5% случаев, и даже более, такое состояние заканчивается летальным исходом.

За такими пациентами очень сложно ухаживать. Иногда их приходится мягко фиксировать, то есть привязывать к кровати. Тем не менее обездвиженное состояние, с одной стороны, успокаивает больного и облегчает участь окружающих. С другой стороны, длительная фиксация может привести к пролежням и вызывает застойные процессы в органах и тканях. Это палка о двух концах. Так что все хорошо в меру.

Чтобы дойти до алкогольного психоза, можно пить десятки лет, а может хватить и нескольких месяцев. Не зря люди говорят: допился до чертиков. Причем алкоголизм, поражает людей, не взирая на возраст. У нас в отделении с таким диагнозом лежал 18-летной парень-сирота, который рос в среде, где все пили, и сам он с нежных лет в какой-то степени принимал алкоголь. Он поступил к нам с кратковременным психозом, а потом выяснилось, что это уже глубоко слабоумный человек. Он плохо ориентируется в жизни, он не знает элементарных вещей. Парень не мог назвать даже своего адреса. Это тип современного Маугли, только он вырос не в лесу среди зверей, а пострадал от недостатка внимания, отсутствия цивилизованного отношения и злоупотребления алкоголем.

Некоторое время у нас находился ребенок пьющей матери. У мальчика наблюдалась легкая степень олигофрении. Было заметно, что никто не уделял ему внимания. Он не умел даже пользоваться ложкой. Всем навыкам он обучился в больнице. Только здесь он понял, что такое полноценное человеческое отношение.

В стационаре мы не ставим акцента на чрезмерном использовании психофармакологических лекарств, ведь мы не знаем всех проблем здоровья пациентов. Если сильно загружать больного, могут возникнуть осложнения. Он уснет и просто может не проснуться. Кроме того, все успокоительные препараты усиливают поражение головного мозга, снижают деятельность мозговых клеток - нейронов.

В данном случае больше всего стены лечат. Иногда человека нужно просто оградить от внешнего мира, чтобы у него не было доступа к алкоголю. За период в 1-2 месяца признаки энцефалопатии уменьшаются, улучшаются память, мышление, человек становится более активным, у него появляется интерес к жизни. Выздоравливающие пациенты начинают помогать персоналу, кормят других больных, убирают. В них просыпается личность.

У пациентов, бросивших пить, после лечения рецидивы случаются крайне редко. Но на смену приходит другая проблема. Люди, которые привыкли все время находиться в алкогольном опьянении, становятся раздражительными, страдают бессонницей, без причины могут накричать на домочадцев. Ну а те, кто продолжает пить хотя бы понемногу, рискуют вновь стать нашими пациентами, более того — они рискуют жизнью, из-за возможности новых острых психозов.

При проявлении психоза окружающие должны стараться не противодействовать: не кричать, не обвинять и т.д. В таком состоянии человек неадекватен и может ответить агрессией на агрессию. Ему бесполезно объяснять, что он не прав. Лучше всего в это время, по мере возможности, не попадаться под руку, а обратиться за помощью к полиции и органам здравоохранения.

Другое дело, что меняются параметры лечения. Пару лет назад в Российской Федерации при лечении алкогольной зависимости больные находились в больнице 21 день, сейчас — 12,5 дня (это рекомендуемые сроки лечения). За этот срок из острого состояния больных удается вывести далеко не всегда. Кроме того, у нас сокращается число койко-мест. Чуть более двух лет назад наше отделение было развернуто на 72 койки, сейчас лишь на 55. Но наших потенциальных пациентов меньше не стало. Просто больных людей стало больше на улице. Сейчас начинают практиковать амбулаторное лечение и для этой категории больных, но наши бывшие пациенты по разным причинам его отвергают, не посещают амбулаторий из-за внутренней неорганизованности.

Чаще всего психоз можно либо предупредить, либо не допустить высокой стадии активности, когда начинается глубокое поражение головного мозга. Получается, что пациенты к нам поступают только в запущенной стадии (тяжелом сомато-психическом состоянии). Причем это касается психических больных и с другими диагнозами.

По-хорошему, больных-хроников нужно направлять в специализированные интернаты. Это всем облегчит жизнь, в том числе и родственникам. Человек, страдающий психическим заболеванием, может осложнять другим существование простыми бытовыми мелочами и неправильным поведением: может высморкаться в кухонное полотенце, плюнуть на пол, съесть все продукты, месяцами не мыться, не поднять крышку унитаза...Все усугубляется, когда в доме есть дети.

Конечно, таким людям нет необходимости все время находиться в психиатрической больнице. Но хоть какое-то время проводить в специализированных заведениях, таких например, как психо-неврологические интернаты, им очень полезно. Но мест в интернатах на всех не хватает. Есть, конечно, платные аналогичные учреждения, но содержание пациентов за один день обходится примерно в 1,5 тысячи рублей, следовательно, в месяц — 45 тысяч. Такая сумма для среднестатистической семьи — неподъемна. А ведь чаще такие люди являются выходцами из неблагополучных и социально незащищенных семей. Их очень жаль. Конечно, в своей беде они не всегда сами виноваты, но нередко они становятся жертвами обстоятельств или наследственности. Так что их вина относительна.

Кодирование относится к одному из методов лечения, оно вполне применимо, но панацеей от заболевания не является.
 

Наталья Устюгова