В последнее воскресенье ноября вместе с работниками сельского хозяйства профессиональный праздник отмечают и работники перерабатывающей промышленности. Не зря так придумали, ведь они друг без друга существовать не могут. И если про аграрный сектор еще хотя бы говорят с высокой трибуны, то перерабатывающая промышленность осталась как-то в стороне, развивается сама по себе и вопросы решает самостоятельно. О работе компании и проблемах отрасли рассказывает генеральный директор SA "Natur-Bravo" Вадим Анатольевич Скоробогатько.
Первая ассоциация у потребителя, когда он слышит о "Natur-Bravo", связана с хорошим соком, экологически чистым продуктом. Лучшие эксперты в данном случае - дети, и они могут подтвердить, что сок действительно очень хорош. Но ассортимент производимой продукции гораздо шире, в общем объеме соки занимают скромную позицию. На молдавском рынке - это около 2 процентов. Частично сок экспортируется в Россию. Зато широко и объемно представлена консервация - горошек, кукуруза, огурцы, помидоры, лечо и т.д. В целом около 40 наименований. Именно консервация охватывает 60-65 процентов местного рынка. Это, согласитесь, внушительные объемы.
Серьезные позиции занимает "Natur-Bravo" и по производству яблочного концентрата. В прошлом году на территории республики было произведено примерно 35 тысяч тонн концентрата, из которых на долю компании приходится 14 тысяч тонн.
- Мы торгуем в двух направлениях, - уточняет Вадим Скоробогатько. - Консервная продукция, как правило, идет на Восток - это традиционные рынки России, Белоруссии, Средней Азии, немного торгуем с Прибалтикой. Покупатель яблочного концентрата - западноевропейский, это Австрия, Англия, Германия, Польша.
"Natur-Bravo" - это Купчинский и Флорештский заводы, оба завода занимаются как производством концентрированного сока, так и консервной продукцией. Услуги по производству оказывает Унгенский завод. В общем объеме продукции консервация и концентрат фигурируют примерно в равных пропорциях.
- Ожидая Вильнюсский саммит, все производители находятся в некотором напряжении, - поясняет Вадим Анатольевич. - Соглашение с ЕС о свободной торговле приведет к дисбалансу импорта-экспорта, который ныне сложно прогнозировать. Однако, в этом плане у нас есть некоторая подстраховка. Упадет спрос на консервацию, у нас есть концентрат. И наоборот. Без всяких соглашений мы и сейчас в равных долях торгуем как с Западом, так и с Востоком. А дальше будем работать согласно ситуации.
Говорят, что Европа требует качество. Справедливо. Но и российский рынок предъявляет к нему свои требования. Прошли те времена, когда Россия поглощала все, что производилось в Молдове. Сейчас все страны к импорту избирательны. Хотя российские покупатели к Молдавии относятся более лояльно, с какой-то ностальгией. Многие еще помнят, что молдавское, значит качественное. Качество было брендом нашей страны, поэтому производителям, если они хотят остаться на российском рынке, надо держать планку, установленную в советское время.
Но качество - это еще не все. Для потребителя важна и цена товара, а поэтому вначале надо рассмотреть себестоимость продукции. В Молдове очень дорогие энергоресурсы и вода. Те же немцы, приезжая к нам, порой ужасаются их дороговизной. Получится снизить затраты ресурсов, снизится и себестоимость продукции.
- Первые шаги в этом направлении - экономия воды. Это ее очистка, "закольцовка" и т.д. Мы используем даже конденсат, который появляется при производстве концентрированного сока, - говорит Вадим Скоробогатько. - Во Флорештах был переоборудован котел, ныне работающий на биотопливе, которым являются отходы нашего производства. Этот проект был реализован посредством программы MoSEFF. В итоге экономия по газу составляет около 40 процентов. Если мы сможем рационально работать в этом направлении и дальше, то сможем вкладывать определенные средства в модернизацию, чтобы еще больше повысить качество.
Зимой, когда импортируемые свежие овощи становятся пресными, хозяйки начинают делать другие салаты, к примеру, дешевый винегрет. Лично мне все равно, какого калибра в нем будут горошины. Главное, чтобы продукт был качественный и вкусный, такой, как производит "Natur-Bravo", кстати, это подтверждается международными сертификатами. Однако, как оказывается, размер имеет значение. Для того, чтобы консервированный горошек перескочил с первого сорта на высший, он должен быть определенного размера. Оборудование, на котором проводится калибровка гороха, стоит не менее 50 тысяч евро. Чтобы установить его на трех заводах нужно 150 тысяч евро. Хотя, по большому счету, даже если горох будет одного размера, более вкусным он от этого не станет, лучше не бывает. Аналогичное оборудование необходимо для кукурузы и других видов сырья.
- На Купчинском заводе у нас установлено оборудование, которое производит 400 банок в минуту, - поясняет генеральный директор "Natur-Bravo". - При таком потоке сильно влияние человеческого фактора. Для сортировки существует машина, так называемый сортер, которая автоматически выдувает все инородные частицы из обрабатываемого сырья. Чтобы приобрести одну такую машину, даже бывшую в употреблении, нужно порядка 160 тысяч евро. Конечно, хотелось бы, как в цивилизованных странах, услышать какие-то предложения от правительства, узнать о каких-то программах, нацеленных на развитие нашей отрасли. Но пока мы довольствуемся редкими проектами международных банков.
Когда мы говорим о том, насколько загружены производственные мощности предприятия, нужно учитывать, что именно оно производит. В перерабатывающей промышленности всегда должен быть резерв. Не дай Бог в сезон переработки, а он не такой уж длительный, выйдет из строя какая-то линия. К примеру, путь зеленого гороха от поля к консервной банке не должен превышать три часа. Поэтому, чем мощнее оборудование, тем меньше вероятность потери сырья. Это правило относится и к уборочной технике.
Сырьевая база - вечно открытый вопрос не только у "Natur-Bravo", но и у других перерабатывающих предприятий. Компания заключает договора с аграриями, авансирует их семенами, средствами защиты, топливом, предоставляет технику. Ведь всем известно, что на деле государственные программы поддержки аграрного сектора практически не действуют. Те "слезы", о которых мы иногда слышим, "погоды" не делают. Все ложится на плечи консервщиков, если они, конечно, желают выжить. Деньги они берут в банке, а там нужно платить проценты, в итоге эта длинная цепочка взаимоотношений приводит к удорожанию продукции.
Как-то один из руководителей агрохозяйства сказал, что каждый должен заниматься своим делом. Крестьяне - выращивать урожай, переработчики производить из него востребованную продукцию, а продавцы - продавать. Но времена меняются. В качестве покупателя выступают крупные торговые сети, а им товара нужно много и сразу, или, по крайней мере, поставки должны быть гарантированными. Иначе - серьезные штрафные санкции. Вот для того, чтобы не попасть впросак, и нужна своя сырьевая база. Ведь агрария нынче не заставишь выращивать конкретную продукцию. Он сам решает для себя, что захотел, то и посадил. Тем более, овощные культуры требуют ручного труда, а работать на полях уже некому. Так что, если переработчик и заключил договор с производителем, не факт, что этот договор будет соблюден.
Но есть и форс-мажорная ситуация, когда вроде никто не виноват. То бишь, виновата погода или, в нашем случае, непогода. Далеко ходить не надо, в этом году испытывалась нехватка томатов и огурцов. Именно по этим позициям "Natur-Bravo" заключило весьма солидные договора. Из-за перепадов дневных и ночных температур огурцы не уродились. Теперь каким-то образом нужно будет разъяснить ситуацию заказчику. Другое дело, если бы были свои теплицы и гарантированный объем продукции.
- В данном случае можно рассматривать два варианта, - поясняет Вадим Скоробогатько. - Либо полностью выкупать аграриев, чтобы они работали под нашу диктовку. Либо, и это лучший вариант, приобретать свои земли и создавать свою сырьевую базу. В частности, когда это касается посадки многолетних растений. В долгосрочных планах развития нашего предприятия предусматривается посадка садов. Однако наш инвестор очень осторожно относится к вопросу вложения крупных инвестиций на территории Молдовы. Это связано как с нестабильной социально-экономической ситуацией в стране, так и с не совсем понятной обстановкой, сложившейся вокруг единецкого технологического парка.
Север Молдовы - традиционная яблочная зона. Впрочем, на юге республике также интенсивно сажают яблоневые сады, хотя об этом как-то мало говорится. При этом мы хорошо знаем, что в южной зоне в этом году в садах остались сотни тонн плодов персиков, которые так и остались невостребованными.
Наши читатели наверняка помнят обращение консервщиков к правительству республики, переданное через СМИ, касающееся промышленного парка в Единцах. Каким-то чудесным образом тендер выиграли сразу три компании, одна из них - украинская компания ООО "T.B. Fruit". При этом налицо были нарушения Положения о порядке проведения конкурса по отбору резидентов инвестиционных проектов для промышленного парка. Фактически, Министерство экономики определило победителя еще до объявления самого конкурса, и символическое открытие промышленного парка произошло еще 13 сентября 2013 года, о чем свидетельствует решение правительства №666. Человек суеверный сказал бы, что число 666, называемое числом зверя и два раза по 13, ничего хорошего не принесут. Человек рациональный на числа внимания не обратит, но поймет, что компания TB "Fruit" стала резидентом парка еще до открытия самого парка. Но то, что это явно не к добру, понимают все. Три перерабатывающих предприятия одного профиля не могут существовать на общей, к тому же ограниченной, территории. Скажем больше, даже два не смогут. Слишком велика конкуренция. Не пройдет и трех лет, как одно из них, более слабое, просто перестанет существовать. Еще в советское время было определено идеальное расстояние между заводами - это 100 километров. Жаль, что про эту простую истину забыли...
За последние 4 года цена закупки яблока крупными перерабатывающими предприятиями выросли в разы. Связано это с высокой конкуренцией среди местных действующих предприятий. Так, цена закупки яблока в 2009 составляла - 670 лея за тонну, в 2010 - 1750, в 2011 - 1990 леев. Но, тем не менее, аграрии практически всегда не довольны ценой. Это вечный неразрешимый конфликт.
- Цена на покупку сырья формируется из цены на производимый продукт, - поясняет Вадим Скоробогатько. - Между нами, переработчиками, существует жесткая конкуренция на покупку всех видов сырья. Каждый старается перекупить поставщика, однако существует планка, выше которой ни один переработчик не перешагнет. В убыток работать никто не будет. К примеру, цена на огурцы в этом сезоне колебалась от 4 до 6 леев. И мы доходили до верхней цены, потому что у нас были определенные договоренности на поставку этого вида продукции. Но если бы мы платили больше, мы бы вошли в минус. Уж лучше оплатить штрафные санкции.
Вообще, если по-хорошему, в каждой отрасли всегда должен быть координатор со стороны государства, или, как ныне принято говорить, модератор отношений. Ранее, в качестве этого координатора среди сельхозпроизводителей и переработчиков, выступало Министерство сельского хозяйства. Руководители хозяйств и предприятий собиралась, что-то обсуждали, доказывали, ругались, дискутировали - в итоге приходили к какому-то знаменателю. Потом опять встречались, опять спорили. Но был диалог. К сожалению, уже три года такого диалога нет. Такое ощущение, что министерство и отрасль существуют в разных плоскостях и никак не могут пересечься.
Но как бы ни ссорились между собой работники сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, даже без посредника в лице отраслевого министерства, рано или поздно они находят общий язык. Они просто не могут существовать друг без друга.
- Сегодня нет смысла предъявлять претензии к любой власти, существовавшей в нашей стране, - говорит Вадим Скоробогатько. - Изначально, со дня независимости Молдовы, был избран неправильный подход в отношении развития аграрного сектора. Если он нам действительно нужен, то он должен быть под патронажем государства. В эти трудные времена, в канун профессионального праздника хочется многое сказать, но чтобы придержаться позитива, желаю, чтобы мы все выстояли. И еще хотелось бы, чтобы в Молдове процветала здоровая конкуренция, в прямом понимании этого слова. Успехов всем!
Наталья Устюгова