У нас все по-настоящему

Театр А.П.Чехова приглашает...

Государственному Русскому драматическому театру имени А.П.Чехова в этом году исполняется 80 лет. Несколько поколений выросло на его постановках, отражающих реалии времен. Этот театр всегда был и остается душой большой части нашего общества. О том, как живет самый популярный театр сегодня - наша беседа с его директором, актером, Мастером искусств РМ Константином Харет.

*** Репертуар театра А.П. Чехова *** >>>>>>>>>>>>>>


Зритель голосует ногами

- Этот год для театра - юбилейный. Он будет чем-то отличаться от предыдущих сезонов?

- В этом году мы открыли 80-й театральный сезон. Само празднование намечено на осень. Скорее всего, это будет в ноябре. Пока проходит подготовка, это для нас своеобразная олимпиада. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы зритель вошел в праздничный театр. На данный момент устанавливаем стеклопакеты. На все денег не хватает, потому что мы все делаем своими силами. В театре не было капитального ремонта с 60-х годов, с момента, как он поселился в этом здании. К 50-летию театра был произведен частичный ремонт. С тех пор тоже прошло 30 лет. Можно представить, какой объем работ необходимо выполнить. Недавно мне в руки попали фотографии строительства этого здания. На одной из них было начертано: здесь будет театр! Это все уже стало историей. Наши предшественники много делали для того, чтобы театр дышал полной грудью. Теперь очередь за нами. Хочется чтобы зрителям было приятно к нам заходить, чтобы они в зимнее время не мерзли...

- Но актеры мерзнут не меньше...

- Мы-то живем ради зрителей. Но не правильно, когда они в шубах сидят в зале, а актрисы бегают по сцене в легких платьях.

- А что интересного ожидать в творческой части?

- Конечно же, будут новые постановки и это не связано с юбилеем. Идет плановая работа. Но к ноябрю наши актеры и режиссеры подготовят праздничную программу, которая, надеюсь, понравится и нашим зрителям. Люди любят наш театр. Думаю, это не случайно. Каждый актер в прямом и переносном смысле оставляет на сцене кусочек своей жизни и делает это самоотверженно. Не случайно, по данным Министерства культуры, среди драматических театров Молдовы, наш - самый посещаемый. Это очень приятно. В театре есть такая поговорка: зритель голосует ногами. Если он пришел на спектакль, значит он выбрал нас. Кроме того, своим выбором зрители нас поддерживают. За счет собственных средств нам удалось перекрыть кровлю. Вспоминается случай, когда во время дождя на зрителя из первого ряда с потолка начала капать вода, и он попросил зонт, но не ушел. Увы, здание старое и требует больших инвестиций.

- Но театр не может заработать столько денег, сколько их требуется.

- Поэтому мы все делаем частями. Накопим немного, потом вкладываем в тот объект, который больше всего нуждается в ремонте. Одна крыша чего стоила! Установка стеклопакетов тоже была необходима. Кроме эстетической стороны, мы частично решили проблему энергосбережения. Экономим тепло. В зимнее время мы ежемесячно получаем от "Термокома" счета примерно на 100 тысяч леев. Это серьезные суммы, заметно сотрясающие бюджет нашего театра. А бюджет пополняется неравномерно. К примеру, весной многие люди уезжают на свои дачи и возвращаются только к осени. Но все равно приятно, что, несмотря на переломный момент, люди продолжают ходить в театр.

- Спонсоры у вашего театра есть?

- К сожалению, нет. Закон о спонсорстве далеко не совершенен и требует изменений. Если закон немного усовершенствовать, то, возможно, предприниматели вкладывали бы средства в театр. Но нашему театру с этим пока не везет. Может быть, я стучал не в те двери. Но, к примеру, когда мы ставили спектакль "Время любви и ненависти", мы отправили 21 письмо с просьбой поддержать эту постановку. Не получили ни одного ответа.

Классика бессмертна

- Театр по сути своей, не может быть политизирован. Вместе с тем, именно в театре всегда наиболее ярко показывались временные парадоксы, именно здесь возможно использовать наибольшее количество инструментов, при помощи которых можно высмеять пороки времени. Это и нравится зрителю, это его затрагивает.

- Все отображено в классике. Она бессмертна. Именно поэтому в нашем репертуаре превалирует русская и мировая классика. Эти темы злободневны всегда. На нашей сцене идет "Ревизор", "Собачье сердце", другие постановки, которые актуальны во все времена. Там отображены проблемы, которые так и не были разрешены. Безусловно, люди, которые приходят к нам после трудового дня, загружены своими проблемами и они хотят расслабиться. Им не всегда хочется задумываться над сложностями жизни, поэтому они с удовольствием приходят на комедии. Но, тем не менее, на нашей сцене идут "Братья Карамазовы", "Король Лир", "Ричард 3". Это более серьезные и сложные по восприятию постановки, которые тоже востребованы.

- Цензуры ныне нет?

- Этого нет. Однако театр - это зеркало общества. Все что происходит в обществе, отражается на сцене. Недавно прочел правильную фразу о театре: театр - это велосипед, или едет вперед, или падает. И, слава Богу, наш театр едет вперед и едет, мне хочется верить, достаточно устойчиво. И я хотел бы, чтобы у всех театров была какая-то стабильность. Сейчас это самое главное и не только в театральной жизни.

- На гастроли выезжаете?

- Наш 80-й театральный сезон мы открыли и здесь и параллельно в Израиле. Нас пригласили на фестиваль лучших театров Европы. Нас очень хорошо принимали, и мы успели посмотреть страну. Перед Новым годом мы поставили новый детский спектакль "38 попугаев". С этим спектаклем нас опять пригласили на фестиваль в Израиль. А на гастроли выезжать достаточно сложно. Сейчас больше приглашают на фестивали, но театр должен оплатить дорогу. Это делать достаточно сложно.

- Внутри вашего коллектива тоже кипит жизнь, проводятся различные мероприятия. Недавно вы вспоминали Нелли Каменеву...

- У нас есть свои традиции. Думаю, что любой театр держится на традициях. Я очень рад, что в нашем театре служит очень много мэтров - это актеры старшего поколения, которые передают свой опыт молодым. Мы стараемся не забывать об ушедших. По мере возможности помогаем тем сотрудникам, которые когда-то служили театру. То есть стараемся поддерживать связь времен. Я надеюсь, что эта традиция будет продолжаться и дальше. Сейчас мы проводим капустники, поздравляем друг друга с праздниками, делаем друг другу приятные сюрпризы. Кроме работы мы пытаемся вместе отдыхать, и вместе с этим создаем новые традиции.

Аплодисменты вместо цветов

- Мы говорили о том, что у нас понимающие и благодарные зрители. Но, к сожалению, они не богаты. Самый дорогой билет, как Вы сказали, стоит 120 леев. По сравнению с другими столицами - это копейки, для наших граждан и эта сумма кажется большой.

- Поэтому мы проводим различные акции. К примеру, пенсионеры, при предъявлении пенсионных удостоверений, могут приобрести билеты со скидкой. Подобная акция проводилась в день семьи, были и другие поводы. Для нас это роскошь, но мы хотим сделать нашему зрителю что-то приятное. Сейчас мы можем присылать репертуар театра на электронную почту всех, кого это интересует. В будущем хотим предоставить возможность приобретать билеты через Интернет.

- Однако мне кажется, что зрители иногда смущены, что не могут подарить актерам столько цветов, сколько они заслуживают. Ведь букет цветов порой стоит столько же, сколько и билет в театр. Это не задевает актеров?

- Мы понимаем какова жизнь за стенами театра, хотя я не могу сказать, что у актеров мало цветов. Но нам стали дарить шоколадки, иногда дарят игрушки. Но, в любом случае, мы не ждем от зрителей цветов, мы им благодарны за аплодисменты, которыми они нас одаривают.

- Зритель стал более требователен?

- Думаю, нет, но это мое личное мнение. Может быть, немного изменились вкусы. Но не нужно идти у зрителей на поводу. Все-таки театр воспитывает будущее страны. Важно, чтобы мы доносили со сцены что-то чистое, как и много лет назад.

- Перед кем сложнее работать, перед взрослыми или перед детьми?

- Перед детьми. Они чувствуют, когда им врут. Если взрослый зритель может сделать поблажку, то ребенок если видит волка или Кощея, то они должны быть настоящими. И комедии сложнее играть, чем драмы. Это очень сложный жанр. И хотя говорят, что самый короткий путь к сердцу зрителя лежит через юмор, на самом деле достаточно сложно сделать так, чтобы человеку было смешно.

*** Репертуар театра А.П. Чехова *** >>>>>>>>>>>>>>

Двойная роль: актер и директор

- Сейчас Вы играете на сцене и одновременно управляете театром. Театр - это не только сцена и то, что с ней связано. Это целая инфраструктура, огромное хозяйство, которым руководить непросто. Не боязно ли было соглашаться на пост директора театра?

- Страшно не было. Появилось чувство повышенной ответственности. Я подумал так: попробую что-то сделать для театра, где прошла почти вся моя театральная жизнь. Я знаком со всеми проблемами театра. Я вырос в этой семье, и захотелось сделать так, чтобы людям, служащим театру, было легче. Мне кажется, что это пока что удается. У нас сплоченный коллектив, мы крутим педали нашего велосипеда в одну сторону, и коллеги не боятся подойти и указать мне на недостатки в работе.

- Предполагаю, что у актеров нет нелюбимых ролей, каждая по-своему выстрадана. Но есть роли, которые даются проще или сложнее. Какая роль для Вас самая сложная?

- Все они сложны. Если говорить о спектаклях и ролях, это как выносить ребенка, только сроки разные. Весь период подготовки ты чувствуешь себя беременным. Если говорить, к примеру, о моей работе над ролью в "Собачьем сердце", где я играю Шарикова, то я перелопатил массу материала. Надо учесть и то, что это очень известный фильм, с высокой планкой. Я наблюдал за поведением собак, за выражением их "морды-лица", читал отзывы людей об этой роли для того, чтобы из всего этого материала можно было создать что-то свое, чтобы не копировать уже существующие образы. Мы не только в театре думаем о роли, но и дома, на улице, даже во сне... Мне повезло, что моя супруга тоже актриса, служит в этом же театре, так что мне есть с кем посоветоваться.

- Для зрителя театр - это праздник. А для Вас?

- Нет, наверное, это все-таки труд. Мы приходим в театр на работу. Каждый выход на сцену - это экзамен, который ты держишь перед собой и перед зрителем. Всегда стремишься к тому, чтобы сыграть не ниже планки.

- У каждого актера есть своя планка, свой уровень выше которого не поднимешься. Или же всегда есть возможность для роста?

- Стремиться к росту нужно обязательно. Если человек сказал, что он всего достиг, то на этом актере можно поставить крест. Потому что каждый раз нужно перерождаться. Если ты никуда не стремишься, работаешь на автомате - пропадает жизнь.

- В эту профессию попадают случайные люди?

- Попадают. Но случайные люди долго не задерживаются. Они сами это чувствуют и уходят. Проблемы у наших сотрудников такие же, как и у многих граждан. Их зарплаты ниже, чем они заслуживают. Сейчас тяжело всем. Но у нас жесткая, порой даже жестокая профессия. Стоит актеру заболеть, и он может выпасть из театральной обоймы. Случается, что его могут заменить навсегда. Такова горькая правда жизни. Поэтому многие актеры, будучи серьезно больными, продолжали работать. Температура выше сорока, насморк, слезы, кашель... Актер выходит на сцену, и всего этого нет. В пьесе болезнь не прописана. Говорят, что сцена лечит, но, увы, не всегда. Прямо на сцене случаются инсульты, и актеры пытаются доиграть роль. Трагический для нашего театра случай - это уход народной актрисы РМ Нелли Ивановны Каменевой, которая покинула нас прямо на сцене.

- Что бы вы хотели сказать зрителям?

- Приходите к нам в театр. Театр - это живое действо, здесь ощущается химия чувств и эмоций. У нас все по-настоящему. И каждый спектакль, сколько бы его не играли, каждый раз выглядит по-разному. Каждый из наших актеров, и я в том числе, любит наших зрителей, потому что мы живем для них.

Наталья Устюгова

*** Репертуар театра А.П. Чехова *** >>>>>>>>>>>>>>