Печальные перспективы Молдовы,

или Экономисты редко улыбаются, потому что они знают правду

Ликования на главной площади столицы по поводу парафирования Соглашения об ассоциации с ЕС, частью которого является соглашение о свободной торговле, собрали массу людей. А чему, собственно так радовались? Ну, поставили с сияющей улыбкой наши так называемые правители подписи на листах, которых было более тысячи. У каждого из них рука устала дело делать... Парафировали, значит согласились с текстом. А может, не хотели говорить о самом тексте, потому что и сами недопоняли, что там было написано. Все же на английском языке... Было бы на молдавском, или, как они говорят, на румынском, не надо было опосля переводить. И еще как-то сомневаюсь, что все руководители правительства и парламентарии знают английский на том уровне, чтобы вот так запросто не просто перевести, но и осознать текст, выполненный на английском языке. Что будет, мы не знаем, но что мы можем потерять, можно просчитать уже сейчас. Об этом наша беседа с доктором экономики, заместителем директора Центра экономических исследований и реформ Еленой Гореловой.


Выбор всегда есть

- Сейчас в интернете можно найти текст соглашения, но он на английском языке, то есть, с учетом его сложности, недоступен для большей части граждан Молдовы.

- Я видела этот текст, он очень большой. Его нужно переводить, сравнивать с нашим законодательством. Это большой труд. А то, что комментировало ранее наше Министерство экономики, тоже нужно проверять. В комментариях шла речь о переходных периодах, о товарных группах, таможенных пошлинах и т.д. Обо всем этом можно будет поговорить после досконального перевода текста.

- Молдавские лидеры утверждают, что парафирование Соглашения - это уверенный шаг к вступлению в Европейский Союз. Хотя за 7 лет членства в ЕС, в той же соседней Румынии заметно снизились экономические показатели. Промышленные предприятия приватизированы и большинство из них не работает, растет уровень безработицы, земли скупают бизнесмены из более богатых стран ЕС. В общем, не все там так сладко, как кажется многим нашим гражданам. У Молдовы до какого-то момента был выбор: будет она развиваться вместе с Таможенным Союзом или окончательно повернется в сторону Европы. Сейчас этого выбора нет?

- Выбор остается. Я посмотрела заключительные положения парафированного Соглашения и там есть статья, где сказано, что любая из сторон может расторгнуть это Соглашение, предупредив об этом вторую сторону. Сроки не указаны, то есть дверь остается открытой и Молдова в любой момент может изменить решение, также как и ЕС. Что касается стран Евросоюза... Вот вы привели пример Румынии. Я каждый год бываю в Болгарии, там происходит то же самое. Лучше не стало, разве что для отдельных граждан. Но основная масса населения, особенно пенсионеры, находятся в плачевном положении. Не позавидуешь и бюджетникам, потому, как начинаются выплаты по долговым обязательствам, идет сокращение зарплат и персонала. В Болгарии в этом году начали активно внедрять все нормы в энергетике, установленные Евросоюзом, в результате резко увеличились тарифы на электроэнергию и счета по оплате коммунальных услуг стали больше, чем пенсии и зарплаты. Люди вышли на улицу.

- У нас тоже далеко не все пенсионеры могут оплатить счета, особенно зимой...

- У нашей страны печальный сценарий развития. Может, Министерство экономики, изучая Соглашение по своим вопросам, что-то досконально анализировало, а все остальные, у меня такое впечатление, формально с ним ознакомились.

- Об этом говорят и люди, которые боятся, что через какое-то время после парафирования Соглашения, перестанут выдавать пенсии.

- Такого не должно быть. Хотя понятно, что народ ожидает худшего, потому что доверия к руководству страны уже не осталось. Люди видят, что власть недееспособна и занимается в основном политикой.

- Сближение с ЕС, с теми же США выгодно определенной группе людей?

- Если говорить с политической точки зрения, это выгодно той группе людей, которая получает от власти какую-то материальную выгоду. Они или сами держатся за власть, или удерживают у власти выгодных людей.

Старые друзья - лучше

- Когда Корман был в Санкт-Петербурге, он распинался, что мы и дальше желаем дружить с Россией... А как, по Вашему, к этому отнесется Россия?

- Мы хотим дружить и с Россией, и с Китаем, и с другими странами мира - это замечательно. Но опять же, никто не задавался вопросом, как мы будем дружить после подписания Соглашения с ЕС, никто не проводил никакого серьезного анализа. Уже есть опыт Украины, которой Российская сторона открыто объясняла, что подписав это Соглашение с ЕС последуют осложнения в торговых отношениях со странами Таможенного Союза. В 2011 году был подписан коллективный Договор о зоне свободной торговли стран СНГ. До подписания этого договора все наши отношения были двусто­ронними. То есть мы со странами СНГ торговали свободно, без уплаты таможенных пошлин и почти без исключений из этого режима. В 2011 году бывший премьер-министр Филат подписал упомянутое коллективное соглашение и у меня ощущение, что наши чиновники не очень хорошо его прочитали. Потому что там написано, что страны Таможенного Союза могут вводить защитные меры, компенсационные и антидемпинговые меры в отношении других стран СНГ, которые не являются членами Таможенного Союза, если импорт из этих стран каким-то образом станет угрожать развитию экономики, промышленности и т.д. стран Таможенного Союза. Под этим подписались все, в том числе премьеры Украины и Молдовы.

- Что может входить в ряд этих защитных мер?

- В первую очередь, введение таможенных пошлин. Также товары могут строго проверяться на соответствие страны происхождения. Последует жесткий фитосанитарный контроль и т.д. Такие меры применяют и страны Евросоюза в отношении третьих стран. Так что еще в 2011 году надо было быть готовыми к подобным изменениям в торговых отношениях со странами Таможенного Союза. Это не политика, это требования, зафиксированные в договоре, который Молдова подписала. Хорошо дружить со всем миром, но как дружить? Наша экономическая дружба с Европейским Союзом, которая выльется в зону свободной торговли, обернется тем, что мы можем потерять динамику развития отношений с тремя странами ТС, которые будут себя ограждать от нежелательного импорта.

Турецкий Гамбит по-европейски

- Молдова кому больше продает и у кого больше покупает?

- По итогам прошлого года в страны СНГ было экспортировано продукции на 930 миллионов, в страны ЕС чуть больше миллиарда. То есть по объемам экспорта разница небольшая, зато очень существенная по объемам импорта. Мы очень много покупаем в Европе. Дефицит торгового баланса, то есть разница между экспортом и импортом со странами ЕС из года в год увеличивается. В то же время, торговый дефицит со странами СНГ у нас относительно стабильный, и в последнее время даже снижался.

Говоря о торговле, надо обратить внимание, что в СНГ мы отправляем преимущественно традиционную продукцию собственного производства, то, что мы вырастили и произвели внутри страны. На Запад мы много экспортируем продукцию легкой промышленности, произведенной на давальческом сырье. Нам оплачиваются только услуги по переработке импортируемого из ЕС сырья, материалов - то есть оплачиваются в основном наши рабочие руки. Соглашение с ЕС на экспорте товаров, произведенных из давальческого сырья, никак не скажется.

- Пока в стране ничего не изменилось, но когда подойдет к завершению новый сельскохозяйственный год, аграрный сектор может остаться с нереализованной продукцией. Какие будут потери, если мы не сможем хотя бы как прежде торговать со странами СНГ?

- Этого никто не подсчитывал. Но то, что наши торговые отношения изменятся - это точно. Возможные потери никто не оценивал. Мы не готовы к торговле с ЕС и одновременно к развитию отношений со странами ТС. Есть еще один нюанс, о котором никто не говорит. ЕС связан таможенным договором с Турцией. И прежде, чем у нас будет внедряться свободный торговый режим с ЕС, мы должны подписать аналогичное соглашение с Турцией. По этому вопросу проведено уже несколько раундов переговоров. Турция - динамично развивающаяся страна, она производит все, что и мы, и даже больше. Для Молдовы динамика торговых отношений с Турцией негативная. Уже сейчас мы в семь раз больше импортируем из Турции, чем поставляем на турецкий рынок.

- Нам просто нечего предложить Турции?

- Да, также как и Европейскому Союзу. Сердцевина молдавской экономики - сельхозпродукция, которая потом идет на переработку. В Европу мы должны будем поставлять товар, сертифицированный и соответствующий всем нормам и стандартам ЕС. В Европе это уже пройденный этап. Мы же к этому еще не готовы.

- Но Россия тоже стала более избирательно относиться к импортируемой продукции.

- Она наводит порядок на своем рынке и правильно делает. Это мы ничего не делаем для наведения порядка на нашем внутреннем рынке, во многих случаях нам поставляют неизвестно что.

- То, что происходило летом, было эмбарго или временной защитной мерой?

- Это не эмбарго, хотя мы чаще всего так и называли. Эмбарго - это запрет с неограниченным сроком действия. Летом была приостановка ввоза вина из Молдовы, поскольку российская сторона обнаружила в нашем вине высокое содержание дибутилфталата, которое не соответствует российским стандартам качества. Российская сторона обратилась к нам с пояснениями, и попросила предоставить план мероприятий по усовершенствованию контроля за системой качества. Также при экспорте в Россию было остановлено несколько партий яблок, слив, винограда. Это подтверждает, что Россия наводит на своем рынке порядок, и это будет продолжаться. А наша система контроля качества оставляет желать лучшего. В Европе свои технические регламенты, в Таможенном Союзе - свои. Мы не готовы ни к одному, ни к другому.

- А если бы мы были с Таможенным Союзом, на некоторые наши грехи закрывали бы глаза?

- Безусловно. Что такое Таможенный Союз? Это международная организация, которая создается для того, чтобы защищать интересы своих членов, защищать и развивать свой внутренний рынок. Естественно, Россия, Белоруссия и Казахстан друг к другу относятся иначе. Не потому, что они не любят Молдову, а потому что они скреплены другими договорами. Так что перспективы развития экономических отношений с этими странами меня очень беспокоят.

Перспективы Таможенного Союза

- Каким будет Таможенный Союз через несколько лет?

- Он станет больше. Через два-три года в него как минимум вступят Киргизия, Армения и Таджикистан. Завершаются переговоры о вступлении в ТС Сирии. Таможенный Союз в перспективе не будет географически ограничивается рамками бывшего СССР. Российское руководство неоднократно заявляло, что их торгово-экономические приоритеты распространяются на Юго-Восточную Азию. Если судить по последним событиям, - это Китай, Южная Корея, Сингапур, Индия и т.д. С рядом стран, в том числе с Вьетнамом и Новой Зеландией, ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли. Это большой трансконтинентальный проект и это огромный рынок.

- Вступление в ТС - это тоже не дело одного дня?

- Естественно. Это тоже выполнение определенных требований, но не таких жестких, которые предъявляет ЕС. Чем привлекателен для Молдовы Таможенный Союз? Мы все вышли из одной страны, именуемой СССР, и уровень "экономической подготовки" к интеграции у нас примерно одинаковый, примерно одинаковые стандарты, проблемы... Нам было бы легче работать с ТС по их стандартам и параллельно всем вместе двигаться вперед и строить будущее. А так получается, что мы приходим в прекрасное настоящее европейских стран со своим незавидным социально-экономическим прошлым и настоящим. И тут есть масса несовместимостей. Быстро этот путь мы пройти не сможем.

- Ориентир на ЕС не основан на экономической выгоде?

- Это чисто политическое решение, что с одной стороны, что с другой. Экономики я там не вижу. Европейский Союз, согласно своим уставным документам - это экономический, валютный и политический союз. Таможенный Союз - только экономический.

- И какой путь должна пройти Молдова, чтобы стать членом ЕС?

- Никакой. Мы никогда не будем членом Европейского Союза. В парафированном документе ни о каком членстве или кандидатстве речь не ведется. Не предполагается никакого европейского будущего Молдовы. Кроме того, никто не обещал нам безвизового режима, о котором говорит только молдавская сторона, на самом деле речь идет о либерализации визового режима, а это не одно и то же. ЕС просто усиливает свое политическое влияние на Востоке через экономические рычаги.

- Перед Новым годом скажете хоть что-то позитивное?

- В нашей стране сложно составлять какие-то прогнозы, особенно экономические. Если не будет форс-мажорных ситуаций, не будет природных катаклизмов, конфронтаций с восточными партнерами, то год будет средний. Ожидается небольшое повышение зарплат, небольшой рост экономики, немного повысятся пенсии. Следующий год будет экономически скромным и дай Бог, чтобы он был стабильным. Но вообще, нужно верить - верить в хорошее, верить в свои силы и не сдаваться.

Подготовила
Наталья Устюгова