Работая, он лечит свои раны

Наша справка

Гибу Николай Трофимович родился 19 ноября 1936 года. Режиссер, сценарист, публицист, автор книг и статей о молдавском кино. Фильмография: "Девчонка с буксира", 1964; "Офицер запаса", 1971; "Зарубки на память", 1972; "Гнев", 1974; "Корень жизни", 1977; "Кодовое название "Южный гром", 1980; "Найди на счастье подкову", 1983; "Ваш специальный корреспондент", 1987; "Привет" из 1937, 1949 и... годов", 1989; "Игра в смерть, или Посторонний", 1991; "Виновата ли я...", 1992, "Любовь моя Придунавье", 2001, "И поклонимся", 2004 и др.

В его фильмах снимались Николай Олялин, Влад Дворжецкий, Анатолий Солоницин, Алла Покорвская, Виктор Чутак,Констанца Тырцэу, Борис Зайденберг, Тамара Семина, Михай Волонтир, Борис Бекет, Вячеслав Шалевич, Михаил Волков, Андрей Мягков, Владимир Ивашов, Светлана Светличная, Григоре Григориу, Светлана Тома, Виктор Бурхат, Борис Плотников, Сева Гаврилов, Светлана Крючкова, Анастасия Вознесенская, Олег Янковский, Зоя и Виктория Федоровы, Виктор Соцки-Войническу, Зина Славина, Валерий Купча, Корина Друк, Наталья Рычагова, Роман Хомятов, Татьяна Ткач и др.

 

Где-то там, в России, тоже знают, что у Николая Гибу был день рождения. Возможно, там знают больше, чем здесь. И опубликованный ниже текст - не случайность. Он уже готов, сформирован, может, не совсем оформлен, но направлен к тому, чтобы стать значимой частью энциклопедии "Киношок".

 

Николай Трофимович один из основателей Киношока, который задумывался как фестиваль эпатирующий, нарушающий все каноны киноискусства, а позже, успокоившись и повзрослев, он стал фестивалем, объединяющим кино стран СНГ и Балтии. Тогда же и был создан Международный совет фестиваля, в который вошли известные кинематографисты бывших союзных республик Рустам Сагдулаев, Кахи Кавсадзе, Светлана Суховей, Ивар Калныньш и др. Молдавию в нем представляет Николай Гибу.

Он пришел в кино вначале как сценарист в 60-е годы и является подлинным представителем этого поколения. На его глазах и с его участием рождалось молдавское кино и на его глазах оно погибло. Для него разрушение советского кино стало личной трагедией, ведь он тесными узами был связан с российским кинематографом. В его фильмах много и интересно работала Клара Лучко. Ее уход был для Гибу очень болезненным. "Ты знаешь, какая-то часть моей души и жизни ушла вместе с Кларой". А она говорила: - "Коля всегда открывал меня по-новому. В семи его фильмах я была разной и неожиданной".

В двух своих книгах она благодарно посвятила ему много страниц.

У него много проектов. Но все упирается в "проклятые деньги". Но он продолжает трудиться, снимает документальные ленты, пишет сценарии, статьи, занимается историческими исследованиями. Его мемуары "Цензура?.." Это печальная повесть о моей боли и моей чудовищной наивности", опубликованные в разные годы в газете "Независимая Молдова" востребованы и сегодня и вновь ожидаемы... Работая, он лечит свои раны, нанесенные временем, освобождается (и не получается) от боли и страха. В "Цензуре" он многое поведал о своих друзьях, рассказал и об Андрее Арсеньевиче Тарковском, которого знал, озвучил историю появления интервью с ним ("Расколотый мир Тарковского"), которое появилось раньше многих других в Советском Союзе, в 1967 году. Теперь это интервью широко известно, оно вошло в киноведческий обиход многих стран.

Гибу на фестивале Киношок знаковый человек, его знают и любят кинематографисты. Крепкой и нерастраченной дружбой связан со знаменитой парой - актрисой Майей-Гозель Аймедовой и ее мужем, режиссером Ходжакули Нарлиевым. В их отношениях присутствует нежность. Он остер на язык и становиться объектом его шуток не рекомендуется. Он много курит, его невозможно представить без сигареты, хотя друзья ругают его за это. А он поднимает голову с седой копной волос и, глядя на тебя грустными глазами человека много повидавшего и знавшего, или промолчит, или отправит тебя в "пешее эротическое путешествие". Его небольшую фигуру, с обязательным свитером, завязанным рукавами вокруг шеи (болезнь легких), можно часто увидеть в окружении прелестниц самых разных возрастов. Среди них были замечены Ирина Шевчук, Эве Киви, Лидия Федосеева-Шукшина, Лариса Лужина, Людмила Зайцева, Матлюба Алимова, Раиса Недашковская, Анна Миклош, Наталия Аринбасарова, Лариса Шахворостова, Галя Бокашевская - это его друзья, а он их преданный и неутомимый поклонник. Со многими учился во ВГИКе, с другими свела и спаяла непредсказуемая кинематографическая жизнь.

Он умеет быть по-старомодному галантным, но резким и непримиримым, когда ему что-то не по душе. Он может взглянуть оценивающим взглядом на проходящую красавицу, а затем, печально вздохнув, заявить" "Если я на диете, то мне и в меню нельзя посмотреть?". Но в действительности он предан только двум женщинам: своей супруге - автору многих исторических романов и соавтору его сценариев - Зинаиде Чирковой (которой, к сожалению, недавно не стало) и внучке Ольге, о которой он говорит с обожанием. Его волнует судьба сыновей Сергея и Игоря и внуков, судьба его родного кино и любимой Молдавии. Он привозит на фестиваль певцов, композиторов, молодых режиссеров и актеров, которых обязательно должны узнать и в России, и носится с ними, как хлопотливая нянька. Трофимович терпеть не может и начинает злиться, когда ему советуют не так тратиться, думать о здоровье, немного отдохнуть. Я люблю этого седого человека, потому что он, несмотря на возраст (в его жизни наступила поздняя осень), в душе остается мальчишкой, которому все интересно и интригующе. Открывшийся перед ним в детстве мир кажется ему прекрасным и загадочным, в котором есть место кино, друзьям, красивым женщинам и бокалу хорошего, холодного вина, выпитому в жаркий день.

Григорий Гиберт,
киновед, профессор.

Материал подготовила Наталья Устюгова

Статьи на эту тему