«Отдельные интересы» и здоровье нации

К концу года ситуация в системе здравоохранения только усугубилась и стала критической
В нашей стране и жить дорого, и умереть. А если жить и лечиться, то лучше умереть сразу, так все-таки будет дешевле. В этом каждый день убеждаются люди, которые познают все «прелести» системы молдавского здравоохранения. Год заканчивается, а ситуация только усугубляется. Финансирование медицинских учреждений ведётся из рук вон плохо или не ведётся вообще. 
 

В смерти людей виновны чиновники 

Нынешний год начался с того, что в больницах исчезли лекарства. Причем не только в районных, но и в республиканских медучреждениях. Даже такое уважаемое медицинское учреждение, как РКБ, не могло предоставить своим пациентам элементарных жаропонижающих препаратов. Пациенты покупали лекарства, шприцы и тихо возмущались. Врачи только разводили руками. 
 
На фоне методичного подорожания лекарственных препаратов и распространения вирусных инфекций катастрофически увеличилось число больных с осложнением после гриппа и ОРВИ. 10 февраля в муниципальной клинической больнице №1 Кишинева скончалась 45-летняя женщина, у которой диагностировали пандемический вирус гриппа А(H1N1). К концу марта из-за осложнений, связанных с гриппом A(H1N1) и гриппом типа B, скончалось 15 человек. При этом по сравнению с аналогичным периодом 2014 года число больных ОРЗ в Молдове выросло в 2,1 раза, а ОРВИ — в 1,6 раза. 
 
В начале марта глава Министерства здравоохранения Мирча Буга заявил, что кризис с лекарствами возник из-за некачественного менеджмента медучреждений, когда управленцы не смогли оценить риски. Также в кризисе, по его словам, виноваты недобросовестные поставщики и несовершенная система формирования цен на лекарства.
 
В парламентской комиссии между тем заявили, что проблем можно было бы избежать, если бы Минздрав лучше контролировал ситуацию на лекарственном рынке и пресекал «отдельные интересы» Агентства по лекарствам и НКМС, которые должны следить за ситуацией на складах компаний, выигравших тендеры на поставки лекарств в больницы. Фармакологические компании под предлогом отсутствия лекарств перестали их поставлять в больницы, но эти лекарства почему-то были в аптеках, которые покупают их у поставщиков по гораздо более высоким ценам.
 
К концу года ситуация в системе здравоохранения только усугубилась и стала критической. Из-за отсутствия финансирования и долгов в сотни миллионов леев медучреждения перестали госпитализировать и лечить пациентов. Об этом в ноябре на заседании парламента говорила председатель Комиссии по социальной защите, здравоохранению и семье, депутат от ПКРМ Оксана Доменти. Из 40 республиканских больниц лишь 11 имели такую возможность. Депутат пояснила, что проблемы связаны с тем, что система здравоохранения неадекватно финансируется Министерством финансов, которое своим бездействием нарушает множество законов. Председатель комиссии настояла на том, чтобы представители этих министерств отчитались перед парламентом. Однако, как мы помним, вместо министра здравоохранения «на отчет» пришла сотрудник муниципального управления здравоохранения. 
 
К декабрю была озвучена полная сумма задолженности перед Министерством здравоохранения: около миллиарда леев. Этот постоянно накапливающийся долг сказался не только на больницах, но и на диагностических центрах — частных и государственных, которые прекратили обследование граждан по полису медицинского страхования. 
 

Борьба за доступные лекарства 

С начала года медицинские препараты не только исчезали из больниц, но и постоянно повышались в цене. Это почему-то интересовало только народ, который понятия не имеет, как проводятся тендеры на поставку медикаментов. Это не наше плебейское дело. Однако нас не может не интересовать, почему из аптек продолжают исчезать дешевые аналоги многих лекарств. Нам объяснили просто: во всем виноваты евро и доллар, за которыми никак не может угнаться молдавский лей. 
 
В Молдове цены на некоторые лекарства в 7–8 раз выше реальных. Кстати, ПКРМ уже давно обращала внимание на то, что творится на фармацевтическом рынке, и предрекала данную ситуацию. Но все это сочли предвыборной суетой. Крупные фармацевтические компании, принадлежащие молдавским олигархам, предпочитали закупать дорогие лекарственные препараты. Так удобнее — точнее, выгоднее. На копеечном товаре много не заработаешь. Те, кому принадлежат эти самые компании, уже давно наживаются на здоровье нации. Хоть частично ситуацию помогли «разрулить» коммунисты. По инициативе ПКРМ были внесены изменения в Закон «О фармацевтической деятельности».
 
Много лет подряд в Молдове действовали положения, согласно которым к цене на лекарства была предусмотрена надбавка в 40 процентов: для оптовиков — 15 процентов и для аптечной сети — 25 процентов. Согласно новым правилам, общая надбавка не будет превышать 19 процентов. Снижение стоимости на лекарственные средства, которые стоят более 30 леев, пройдет в два этапа: 1 октября 2015 года, а затем с 1 апреля 2016 года. Конечно, это решение не очень понравилось фирмам, торгующим фармацевтической продукцией, и не факт, что на фармацевтическом рынке не будут разработаны новые коррупционные схемы.
 
Наталья Устюгова
газета "Коммунист"