Мой голос - мой выбор!

Украденный голос народа

В канун парламентских выборов "Независимая Молдова" продолжает серию публикаций, посвященных фальсификации волеизъявления граждан. Представляемые материалы призваны ознакомить избирателей с основными методами воровства голосов, способами выявления и противодействия соответствующему подлогу.

Вброс

Вброс - это когда один избиратель опускает в урну для голосования более одного бюллетеня, либо происходит замена определенного количества избирательных бюллетеней в мешках с уже подсчитанными бюллетенями, при одновременной подмене протокола комиссии избирательного участка. Производится это, разумеется, с целью подтасовки результатов голосования в пользу того или иного конкурента.

По одному из вариантов, вброшены могут быть преднамеренно испорченные или сфальсифицированные бюллетени. Для скрытия данного вида подтасовки результатов голосования зачастую используется административный ресурс, позволяющий осуществлять подделку подписей якобы проголосовавших граждан, либо включение "мертвых душ" в список избирателей на конкретном избирательной участке.

Вброс может быть осуществлен на каждом из этапов - до начала голосования, во время и после голосования, включая этап перевозки бюллетеней к месту предусмотренного хранения.

Механика

Характерным для данного метода фальсификации является то, что в нем задействованы представители руководства избирательной комиссии и несколько ее членов, имеющих доступ к реальным бюллетеням.

Процесс выглядит следующим образом. У участвующего во вбросе члена избирательной комиссии должны быть списки граждан, занесенных в реестр голосующих на данном участке, но реально не принимающих участия в голосовании. Кроме того, по определенным адресам может быть осуществлена прописка "мертвых душ". Количество бюллетеней, вбрасываемых в урны для голосования, должно совпасть с числом соответствующих граждан, включенных в ведомости по конкретному адресу.

Предположим, на участке 3000 человек, включенных в реестр, в том числе 300 "мертвых душ". Соответственно, их голос - этих "мертвых душ" - должен быть узаконен за счет вбрасывания 300 бюллетеней. Вбросить их или часть от такого количества перед началом голосования, до пломбирования урны - самая заманчивая перспектива для фальсификаторов, но и трудно исполнимая, поскольку, как правило, до опечатывания урны ее предъявляют всем членам комиссии и наблюдателям. Понятно, что урна должна быть пуста, а неисполнение данного ритуала следует считать чуть ли не прямым доказательством затеянной подтасовки.

Проще осуществить вброс во время голосования, воспользовавшись усталостью, невнимательностью членов избирательной комиссии или наблюдателей, либо моментом, когда их внимание может быть обращено на какое-то яркое, скандальное событие. Заурядная, на первый взгляд, словесная перепалка, не говоря уже о чем-то более захватывающем - сердечный приступ или разбитый графин - могут дать те самые несколько секунд, необходимые опытному человеку или группе для вброса в урну чуть ли не любого количества бюллетеней.

До этого вбрасываемые или подлежащие вбросу бюллетени должны быть зарегистрированы в соответствующих реестрах на конкретные фамилии, по конкретным адресам. И "симуляция" выдачи таких бюллетеней не может не сопровождаться проставлением фальшивых подписей в получении (за "мертвых душ"), а также реальной подписью члена комиссии, якобы выдавшего соответствующий бюллетень соответствующей "мертвой душе".

Кроме того, что вброс производят члены комиссии, эту же операцию могут осуществлять и "свои" голосующие на данном участке избиратели. Для этого лишние бюллетени им могут быть переданы тем или иным способом - даже путем подкладывания в заранее оговоренные места.

Другой этап возможного вброса - период подсчета бюллетеней. Из прошлого опыта известно немало случаев, когда в момент открытия урны или извлечения из нее бюллетеней выключался свет, и в это время производилась нужная манипуляция. Но есть и более элегантные методы - предлагается, например, до того как приступить к подсчету, выпить кофе, перекурить, сходить в туалет, чтоб в дальнейшем на это, дескать, не отвлекаться. В это время на стол скидывается эта пачка листов. То есть, нужно иметь при себе фонарик, в конце концов, его включить, чтобы они видели, что все равно будешь снимать и чтоб все отошли от стола, чтобы даже если вдруг, как обычно они любят делать, выключается свет, или давайте потом откроем, или давайте сейчас выпьем по чашке кофе, вам дают кофе с какой-то булочкой и после этого все дружно бегут в туалет и в это время производится манипуляция.

Следующий вариант - вброс не на участке, на этапе перевозки, когда на самом участке произвести нужный вброс не удалось. Такие случаи тоже хорошо известны. Не далее как в рамках местных выборов 2011 года несколько мешков с избирательными бюллетенями "где-то затерялись" по пути из избирательных участков, а когда "нашлись" оказались разорванными.

Как с этим бороться

Универсальное правило в данном случае - снимать на видео вообще всё происходящее, на всем протяжении дня голосования. То есть, с момента пломбирования пустой урны и до передачи конкретному перевозчику (перевозчикам) после подсчета и опечатывания соответствующих мешков.

Только регулярное в течение дня проведение проверок списков избирателей, их подписей за получение бюллетеня, наличие подписи выдавшего бюллетень члена комиссии, сверка данных о числе выданных и не выданных бюллетеней к определенному часу, могут если и не гарантировать невозможность осуществления вбросов, то хотя бы существенно их затруднить. И к этому следует привлекать всех наблюдателей на участках, без исключения, а если есть возможность, то и представителей СМИ, и честных членов избирательных комиссий.

Юрий Дзятковский, Игорь Калдаре

(Продолжение следует)

Начало в №36 от 3110.2014

Статьи на эту тему