Уроки истории по-разному трактуются в Молдове нынешней. Но как бы ни изощрялись те, кто пытается превратить историческое полотно в уродливую пародию на подлинные события, существуют, слава Богу, бесценные свидетельства, подделать которые уже не удастся никому. Таким документом истории является хроника политической и общественной жизни Молдавского княжества на протяжении семнадцатого века, составленная выдающимся сыном земли Молдавской, государственным деятелем и дипломатом Мироном Костиным.
Надо сказать, что семнадцатый век был в истории Молдовы едва ли не самым насыщенным событиями, определившими последующую судьбу княжества. Именно семнадцатый век отмечен в Молдове необычайно частой сменой правлений. Причем, все они сопровождались кровопролитными войнами, приходом на территорию страны иностранных армий и отрядов наемников, казнями, и периодическим опустошением городов и сел в результате набегов крымских татар. С 1595 по 1697 год на престоле княжества побывало 32 правителя. Согласитесь, что, даже не вдаваясь в подробности смены правлений, подобная статистика вызывает некоторую оторопь.
"Что за времена обрушились на голову нашу, когда не за письмом и покоем, а в заботах и вздохах и рыданиях дни проводим?" - вопрошает он в первых строках своего труда, не замыкаясь в канонических рамках исторической хроники, но поднимаясь в тексте до высот блестящей публицистики. С читателем через века говорит мудрец-молдаванин, повидавший и блестящие царствования, и разрушительные войны, и "договоры на веки вечные", и предательства, и казни.
Примечательно, что как и во времена Мирона Костина сегодня о "горячей" поддержке Молдовы заявляют разного рода комиссары Евросоюза. Правда, за разговорами европейских чиновников, реальные дела как-то теряются. Эту особенность европейских кураторов Молдовы образца семнадцатого века Мирон Костин отмечал не раз на страницах своей летописи. "...не было уже у Стефана Батория Князя Арядла искушения еще войско в Молдову отправлять. Но, держа обиду на поляков отправил он послов с жалобой к Рудольфу императору германскому и Папе Римскому, сетуя, что большой ущерб его войску нанесли ляхи, а он-то бился, чтобы отобрать Молдову из-под длани турецкой, чтобы Земля Молдавская и молдаване вместе с ним против турок встали, а, мол, поляки этот замысел нарушили и ущерб христианскому миру нанесли...И так его поняли и Папа, и Император, что отправили тяжкое обвинение полякам и чуть ли не отлучением Королю польскому от Церкви грозили...Тогда Король польский тоже посольство Папе отправил, объясняя, что именно он то и заботиться о благе Молдовы, чтобы отнять ее у турка...А правитель Ардяла не в силах и себя защитить, не говоря уже о Молдове, а чтобы с турками и татарами воевать и он в войсках Короны польской нуждается. Таковы были их дела и интересы в Земле Молдавской...
Очевидно, что польское влияние в тот период было доминирующим в политической жизни страны. Правда, аристократия княжества в определенных обстоятельствах с легкостью обменивала шляхетские жупаны на турецкие чалмы. Но как только политический флюгер менял направление, эти же люди, с легкостью сбрасывали турецкие одеяния и, пообещав жертвовать христианским монастырям, возвращались в Молдову снова православными. Традиция эта, похоже, въелась в генетический код правящей сегодня политической элиты Молдовы, которая с легкостью необычайной отрекается от традиций и веры народа нашего в погоне за траншами, грантами и прочими суммами, выражаемыми в миллионах евро.
"О, Молдова! Когда бы правления, что владеют тобою, были бы хоть немного мудрее, не пропала бы ты так легко и быстро. Ибо правления, задохнувшиеся в алчности своей, попирающие душу твою и есть причина твоей гибели!". Удивительно, но факт - слова эти не утратили актуальности, несмотря на то, что написаны были более трехсот лет тому назад! Предостережением всем нынешним и после них во власть приходящим политикам можно адресовать следующий фрагмент летописи Мирона Костина. "Все не мог взять в толк Василий-воевода, куда же ему устремить свои чаяния? К туркам хотел бы, да, зная переменчивый характер их, опасался страну потерять и в большом беспокойстве был. На казаков опереться тоже не мог, опасаясь уронить свою репутацию у турок. А против войск, что шли на него, стоять ему не с чем было, не имел он войска подготовленного, да и вся страна зло на него держала и все только и ждали перемены правления". Секрет же живучести молдаван и Земли Молдавской приоткрыт Мироном Костиным в весьма тонком наблюдении: "И как всякий цветок или плод и вся зелень земная под снегом кажутся опавшими и увядшими, обласканные солнечным светом и теплом, приходят в цветущий вид свой, так и страна после страданий пережитых в правление господаря Раду-водэ без передышки пришла в себя и в течение года наполнилась всякими благами и народом. Милости государей страну укрепляют, жестокость их и особливо жадность - обрушивают".
Седьмого октября этого года, исполняется 380 лет со дня рождения Мирона Костина сына Земли Молдавской, патриота сложившего голову свою в результате интриг придворной боярской камарильи, в течение следующих веков продолжавшей грабить и продавать Молдову, тем своим "хозяевам", что больше заплатят. Вспомнил ли кто из нынешних кичащихся своей "западной" образованностью, легших под нынешнюю власть кишиневских "интеллектуалов" об этом юбилее? То-то и оно!
Но, как бы там, ни было, Имя и Дело Мирона Костина будут им вечным упреком и обличением.
Тем же, кто, по настоящему, радеет за судьбы Земли Молдавской, оставил в назидание Мирон Костин следующие строки:
"А мы же, станем больше доверять слову людей простых, что сохранили верность традиции, тем простым людям, что не раздумывают лукаво, а скорее правду говорят, не ища слов ученых, потому как знают, о чем говорят. Не всегда правда истинная нуждается в словесах избранных и изящных, а вполне удовольствуется самым простым и верным словом народа".
(Мирон Костин, что был Великим Логофетом Молдовы, "Летопись-хроника Земли Молдавской от Арона-Водэ к нашим дням...)
И еще:
"Как утверждает великий философ Аристотель, каждый человек по натуре своей к знанию тянется. Я тоже верю, что каждый человек жаждет знать, но вот не каждый волен знать. И ничто так не отличает человека от скота, как знание.
И от знания рождается наука. А наука же сама по себе и душевную пользу человеку приносит и телесно ему весьма полезна. А науку, о которой упомянуто выше, дражайший мой читатель, очень легко каждому почерпнуть из чтения книг, в том числе и книг исторических".
( Мирон Костин, "Предисловия")
Михаил Лупашко
Перевод летописи с молдавского Михаила Лупашко по тексту:
"МИРОН КОСТИН" ( Опере). Кишинэу. Литература Артистикэ.1989