Короткий путь, бесславный конец

У изменников жизнь коротка. Как правило, скупщики их выбрасывают после использования
Больше месяца назад 14 депутатов от ПКРМ объявили о своём выходе из парламентской фракции, чтобы «развязать себе руки» для выполнения собственных предвыборных обещаний, от чего их до тех пор отвлекало участие «в политических играх руководства партии». 
 
Что ж, с указанного времени к моменту выпуска нынешнего номера «Коммуниста» прошло 46 дней. За этот период, как можно было узнать из СМИ и постов в социальных сетях, «выходцы» успели: во-первых, отселфить себя на фоне европейских городских и курортных пейзажей; во-вторых, наябедничать Конституционному суду на президента, позволившего себе не выдвигать в премьеры навязываемую ему кандидатуру; в-третьих, подписать последовательно две петиции в поддержку двух разных (но от одной Демпартии) кандидатов в премьер-министры; в-четвертых, протестировать Павла Филипа и затем проголосовать за него в парламенте; в-пятых, покинуть парламент тайными тропами вечером 20 января, избегая объятий граждан, ради «обеспечения достойной жизни» которых эти 14 добровольно обрекли себя на позор.
 

* * *

Пять перечисленных достижений — это ли не достойный результат для тех, кто заявил, что, обладая мандатом избирателей, они «не только вправе, но и обязаны предпринять радикальные, конкретные меры — меры, которые предоставят шанс вернуться Республике Молдова к нормальной жизни»! 
 
Еще за прошедшие полсотни дней стало ясно, что подавляющее число граждан — тех, кто хоть изредка обращает внимание на репертуар молдавского политического балагана, — по отношению к этим 14 (их уже так нарицательно и называют: «эти 14») испытывает в самом мягком варианте чувство глубокого презрения. В жестком — были бы не против, что называется, войти с ними в непосредственный контакт. Как с «Людой» — Михаем Гимпу — в день скорострельного голосования в парламенте по кабинету министров Филипа. Это ли не заслуженная благодарность избирателей!
 
Поговорка «враг моего врага — мой друг» в конкретном случае «этих 14» не работает. Одно и то же чувство к ним испытывают и сторонники Партии коммунистов, и представители антагонистских фан-клубов. Показательно, что даже репортеры пресловутых «карманных СМИ» откровенно брезгуют конкретно этими перебежчиками, не интересуясь ни их комментариями, ни мнениями, ни оценками. 
 
Между тем есть и другая категория граждан — кто подобного рода предательство если и не оправдывает, то жестко клеймить тоже не торопится. Рядом с упомянутым подавляющим большинством они, соответственно, подавляемое меньшинство. 
 
Но такие, как выяснилось, есть и среди электората Партии коммунистов. Им нужно «разобраться в этом поступке», они хотели бы «узнать причины»; кто-то считает, что «каждый имеет право на свое мнение»; некоторые пали духом, и им привиделось, что «на местах люди потеряли доверие к партии»…
 

* * *

Разобраться — так разобраться. Сам по себе выход из фракции — публичный демарш, четко нацеленный на подрыв доверия к партийному ядру, суть безоговорочное предательство. Это факт! Какой бы лирикой — мотивами, причинами — его не пытались замылить.
 
Далее: по поводу права на собственное мнение — его никто ни у кого не отнимал, никто никого не принуждал идти против совести. Тем более трудно представить себе такое принуждение в отношении людей, у которых совесть есть. 
 
Даже последнему политкомментатору в Молдове известно, что Партия коммунистов не сборище анархистов; тем более не по чьему-либо наитию действует парламентская фракция ПКРМ. Давно выработана и доказала свою функциональность система принятия коллективных решений, состоящая из нескольких этапов, прохождение которых является обязательным, императивным. И что бы ни говорили размножившиеся в последнее время «знатоки», в ПКРМ исключен вариант, когда один голос перевешивает большинство голосов. Но это отнюдь не исключает возможности высказывания противоположных мнений, даже если они не согласуются с мнением большинства. Напротив, разностороннее обсуждение любых вопросов приветствуется. Однако коль скоро коллективное мнение выработано — будь добр исполняй. Или уходи, как честный человек. Примеры такого ухода есть, но разумеется, предательство «этих 14» к их числу не относится. 
 
Они ушли не потому, что их позиция не совпадала с коллективным решением. Такое решение не было выработано, поскольку не были пройдены соответствующие этапы. Они ушли не потому, что руководство партии навязывало «участие в политических играх», поскольку руководством были они же. При этом им хорошо известны случаи, когда председатель ПКРМ, которого они практически неприкрыто обвинили в авторитаризме и самоуправстве, подчинялся коллективному решению, даже если оно не совпадало с его мнением. 
 
Наконец, они ушли не для того, чтобы исполнять «свои предвыборные обещания», — по той очевидной причине, что своих обещаний перед избирателями у них нет. Есть предвыборная программа Партии коммунистов Рес¬публики Молдова, членами которой «эти 14» когда-то являлись и которую на выборах поддерживают сотни тысяч избирателей. Благодаря Партии коммунистов и ее избирателям, «эти» стали депутатами. Поэтому «прежние обещания» — укрепление государственности, нейтралитета, решение социально-экономических проблем, обеспечение достойной жизни для каждого гражданина Республики Молдова — они могли бы выполнить только с Партией коммунистов, так как эти задачи прописаны в программе ПКРМ. У тех, к кому примкнули — под кого легли — 14 предателей, ничего подобного в программе нет. Есть нечто другое, достигаемое иными методами, отнюдь не несущими благо народу.
 

* * *

С этого момента предательство каждого из «этих 14» в отдельности перерастает в их общую измену — и партии, и левому электорату, и интересам государства по большому счету.
Но у изменников жизнь — в данном случае политическая — коротка и конец бесславен. Как правило, скупщики их выбрасывают после использования. Только в этой связи можно было бы говорить о каком-то благе для народа.
 
КСТАТИ
 
Наглядная узурпация
 
В случае с парламентскими перебежчиками введение понятия об «узурпированном мандате депутата» к настоящему времени стало более чем своевременным
 
Большинство парламентских «политических туристов» владеют мандатами, заработанными в предвыборную пору не ими самими и даже не возглавляемыми ими территориальными организациями.
 
Так, в частности, из 14 последних перебежчиков из фракции ПКРМ 8 являлись руководителями районных партийных организаций. Насколько эффективным было их руководство в период избирательной кампании 2014 года, свидетельствуют приведенные ниже данные.
 
Всего по результатам выборов от 30 ноября 2014 г. действительными были признаны 1 598 518 голосов. «Удельный вес» одного мандата депутата парламента равен 15 827 голосам. 
 
Исходя из этого, на парламентских выборах 2014 года результативность 8 перебежчиков составила:
 
1. Банников Александр, сектор Ботаника, муниципий Кишинев — за ПКРМ отдано 12497 голосов, что соответствует 0,8 мандата депутата;
2. Стати Сергей, сектор Рышкановка, муниципий Кишинев — 11623 голоса, 0,7 мандата;
3. Мындру Виктор, сектор Центр, муниципий Кишинев — 7416 голосов, 0,5 мандата;
4. Витюк Владимир, муниципий Бельцы — 8721 голос, 0,55 мандата;
5. Гудумак Елена, Глодянский район — 5028 голосов, 0,3 мандата;
6. Горилэ Анатолий, Кагульский район — 9424 голоса, 0,6 мандата;
7. Порческу Петр, Страшенский район — 7456 голосов, 0,55 мандата;
8. Загородный Анатолий, Хынчештский район — отдано 7995 голосов; 0,5 мандата депутата.
 
Таким образом, ни один из перечисленных бывших первых секретарей райкомов не отработал на парламентских выборах свой мандат в полной мере.
 
Юрий Дзятковский
газета "Коммунист"