Град, засуха и политический кризис

В этом году сельское хозяйство как никогда нуждается в поддержке государства

Анализ

П

огода как будто реагирует на негативную энергию, которая изливалась в
центре столицы в начале апреля. В наказание за отрицательные человеческие
эмоции она лишила молдавскую землю влаги, послала град. Когда в Кишиневе
текли ливневые реки, во многих регионах страны не пролилось ни капли
дождя. Но даже те руководители аграрных фирм, которых погода не обделила
вниманием, не знают, куда девать полученную сельскохозяйственную
продукцию.

Куда деть продукцию?

Руководитель ООО "Тетраком-Агро" Виталий НОВАК, район Флорешть:

- Мы арендуем 2600 гектаров земли в трех селах и выращиваем традиционные для нашей зоны культуры. В этом году мы получили с каждого гектара по 2,5 тонны пшеницы, ячменя - 3 тонны, гороха - 1,5 и подсолнечника - около 2 тонн. Кукурузу и свеклу пока не убирали. Но видно, что урожай свеклы в этом году не очень хороший. Конечно, мы видали и лучшие урожаи, но в целом год оцениваем положительно. Другой вопрос, что нам некуда реализовывать полученную продукцию. Пшеница хранится на складе. За подсолнечник вроде предлагают три лея, но хотелось бы, чтоб цена была хоть на 50-60 банов больше. Ведь все подражало, в том числе и запасные части. Сейчас мы занимаем выжидательную позицию. Однако у нас много расходов на посев озимых и вспашку. Слава Богу, у нас не было града, и погодные условия были терпимые. Если рынок будет нормальный, а продукцию мы реализуем внутри страны, то год мы закончим с положительным результатом.

Потом будет поздно

Председатель колхоза "Победа" Николай Семенович ДРАГАН, село Копчак, Гагаузия:

- Нынешний сельскохозяйственный год нас мало порадовал. В целом урожай слабенький, примерно как в неурожайном 2007 году. Правда, мы получили неплохой подсолнечник - 17 центнеров с гектара. В соседних хозяйствах взяли всего по 3-7 центнеров с гектара. Урожай первой группы хлебов колеблется на уровне 17 центнеров с гектара. Это очень мало, тем более что и качество оставляет желать лучшего.

У нас 767 гектаров виноградников. Мы уже убрали гроздья примерно с половины - это около 1000 тонн. Продукцию сдаем нашим старым партнерам, с которыми у нас есть долгосрочные договора. Цены на виноград очень низкие, в пределах 2 - 2,5 леея. Но мы вынуждены идти на эти условия: виноград - товар скоропортящийся. Так что на этой культуре заработать не получится. Винзаводы комментируют низкие цены тем, что уже пару лет нет реализации вина в России и готовая продукция хранится на складах. Есть информация, что из около 600 тысяч тонн винограда, произведенных в республике, винзаводы смогут принять только 355 тысяч. Поэтому такой ажиотаж. Люди готовы продавать виноград даже по 1,2 лея за килограмм. А некоторые заводы и вовсе покупают его по 80 банов, правда, рассчитываются сразу при приеме. Люди заинтересованы в сиюминутном расчете. Ведь винзаводы не рассчитались за полученную продукцию еще за прошлый год. Согласно нынешним договорам, за продукцию этого года они обязаны рассчитаться до июня следующего года.

У нас большое хозяйство, мы обрабатываем 6447 гектаров. Поэтому мы можем позволить себе выращивать широкий ассортимент сельскохозяйственных культур. Что в этом году нас хорошо выручает, так это табак. Мы посадили 135 гектаров этой культуры и планируем получить около 270 тонн в сухом виде. Цена на него хорошая. Кроме того, нас поддерживает животноводство. Три недели назад у нас был дождик, и мы уже успели посеять 1200 гектаров озимых, уже есть входы. Так что готовим поля под новые посевы и вновь ждем дождя.

Настроение у крестьян далеко не радужное. Откладывает свой отпечаток и нестабильная политическая ситуация в стране. У прежнего руководства были некоторые договоренности с Россией и другими странами, в том числе и на получение кредитов. Наши люди находятся в состоянии неопределенности. И такая ситуация сложилась во всей Гагаузии.

Благодаря тому, что у нас многоотраслевое хозяйство, мы еще как-то выживаем. Прибыли в этом году не ожидаем, но надеемся, что выйдем "по нулям". В других же, более мелких хозяйствах ситуация плачевна, они просто гибнут. Руководители, занимающиеся по 30-35 лет сельским хозяйством, просто опускают руки. Несколько лидеров в Гагаузии уже отказываются от аренды земель. Другие говорят, что если цена на виноград будет и далее складываться в 1,5 лея, то они даже не будут заходить в виноградники. Денег на его обработку уходит больше, чем хозяева получают за реализацию. Скорее всего, если в течение 1-2 лет ситуация не изменится, выживут только большие хозяйства. Остальные земли обрабатываться не будут. В этом году нам как никогда нужна поддержка государства. Нынешние лидеры нам обещают, что через год-два мы будем жить, как в цветущем саду, а сейчас нам представляют декларации и заявления. Но помощь нам нужна сейчас, потом будет поздно. Как мы можем выживать, если литр дизтоплива стоит 10 килограммов зерна? Несколько лет назад это соотношение составляло один к четырем и говорили, что это слишком большая разница. При этом дизтопливо нынче в долг не дают.

Ждем погоды и порядка в стране

Руководитель SRL "Inatol-Agro" Иван Николаевич ТОМАЙ, Окницкий район, село Гырбова:

- Мы арендуем 1800 гектаров, из которых 80 составляют сады. На севере республики прошел сильный град, но нас задело только частично, а есть хозяйства, которые очень серьезно пострадали, например ООО "Тудмач-Агро", руководителем которого является Федор Мачинский. В этом году мы получили прекрасный урожай яблок. Они все красивые, чистые, сочные, но только не можем их реализовать. Раньше мы реализовали яблоки в Россию, сейчас эти контакты разладились. Мы уже собрали 500 тонн яблок, и еще около 600 тонн предстоит убрать. Но их никто не покупает. Отдавать такие яблоки на сок жалко. Тем более что перерабатывающие предприятия предлагают цену в 30 банов за килограмм. Просто издевательство над производителями. Это едва окупает только сбор этих яблок. Нам предлагали отправить часть ранних яблок на повидло в Кагул. Но везти продукцию с севера республики на юг - себе дороже.

С другими сельскохозяйственными культурами дела обстоят хуже. Сои мы собрали в два раза меньше, чем в прошлом году. Зерновых - чуть больше 3 тонн с гектара, правда, урожай качественный. Но весь он хранится в складских помещениях. Себестоимость пшеницы доходит до лея, столько же предлагают за нее покупатели. Если мы продадим ее по предлагаемой цене, мы не получим никакой прибыли. А жить как?

У нас не было дождя ни в апреле, ни в мае, ни в июне. В июле прошел один небольшой дождик, а на следующий день земля вновь была сухой. Из-за засухи мы не можем приступить к севу зерновых. Если дождя не будет, мы не сможем ни пахать, ни сеять, а к весне цена на хлеб резко взлетит. Из-за засухи мы не смогли посеять рапс. Его нужно было посеять до 10 сентября. Все сроки давно прошли. А это все-таки выгодная культура, за счет которой выживают многие хозяйства. Отсутствие рапса отрицательно скажется на нашем экономическом состоянии.

Так что настроение у нас невеселое. Мы ведь наблюдаем, что творится в верхах. Нестабильная политическая ситуация сказывается и на аграрных хозяйствах. В феврале мы перечислили в бюджет НДС, это живые деньги, которые нам должны были вернуть в течение 15 дней. Денег до сих пор нет, и неизвестно когда будут. А это все-таки 700 тысяч леев. Мы ждем погоды и порядка в стране.

После града

Сельское хозяйство связано с большим риском. Капризы погоды могут принести огромные убытки. Об этом хорошо знает любой руководитель аграрной фирмы. Более чем хорошо знакомы форс-мажорные ситуации и руководителю ООО "Тудмач-Агро" Федору Мачинскому. В 2003 году из-за града убытки его фирмы составили 2 миллиона леев. В последующие годы в период уборки яблок руководитель ежедневно следил за графиком температур. Ранние заморозки грозили убить весь урожай. Но такого года, как этот, у Федора Павловича еще не было.

Мы разговаривали с ним по телефону за неделю до подготовки этого материала. Информация была удручающа. Из-за града погиб весь урожай яблок. На каждом плоде насчитывалось по 10-12 ударов градинок. Такое яблоко уже не продашь. Овес не убирали вообще. Кроме того, от града пострадали сотни квадратных метров шифера на складских помещениях.

Сады "Тудмач-Агро" обрабатываются 12 раз за сезон. На химические препараты
для борьбы с вредителями и болезнями деревьев и зерновых затрачиваются
миллионы леев. Добавим сюда плату рабочим за обрезку и сбор яблок,
обновление технического парка, горюче-смазочные материалы, гербициды и
т.д. Прибыль этой фирмы во многом зависит от реализации фруктов. Сейчас же
ООО "Тудмач-Агро" понесло миллионные убытки. Сможет ли нынешнее
правительство хоть как-то поддержать хозяйство, которое пострадало в
результате природного катаклизма? Не в следующем году и не через два года,
а сейчас, когда нужно рассчитываться с людьми и отдавать кредиты.

((0000, Наталья УСТЮГОВА. ))