Верните право на труд

Конституционное право

Кто бы ни пришел к власти после следующих выборов, должен вернуть народу Молдовы право на труд. Ведь труд - это не только реализация наших идей и замыслов - это источник дохода. Без этого дохода семьи не прокормить. К сожалению, господа олигархи не знают, что такое жить от зарплаты до зарплаты, отказывая себе порой в самом необходимом. А что делать, когда этой зарплаты нет. Нет потому, что нет работы...

 

- Так случилось, что в возрасте 49 лет я попала под сокращение, - рассказывает Илона Черковская. - Конечно, было ужасно неприятно, обидно, досадно. Тяжело было расставаться с коллективом и с работой, которая мне нравилась. Но самое страшное меня ждало впереди.

По образованию я архитектор, но много лет проработала дизайнером в одном печатном издании. Рассчитывала, что работу найду. Может не сразу, но с моим опытом люди везде нужны. По крайней мере, мне так казалось тогда.

Итак, после сокращения я встала на Биржу труда. Три месяца выплаты производил мой прежний работодатель. Потом в течение года я получала пособие от государства. Мне предоставили и страховой полис. Весь год мне искали работу, я и сама на месте не сидела, звонила по всем объявлениям. Поняла, что когда тебе под 50, ты уже никому не нужен. Все хотят работников молодых, с образованием и желательно с опытом работы. Как то предложили мне работу в типографии по моей специальности. Шла с надеждой, в уме прикидывала, что новому работодателю скажу, какие еще компьютерные программы надо подучить. Прихожу, на меня внимательно посмотрели, и спрашивают: "А почему вы 20 лет работали на одном месте?" У меня чуть челюсть не отвисла. С каких пор работа на одном месте считается недостатком? Было бы лучше, если бы я меняла работу каждый месяц? Я, конечно, поняла, что я им по возрасту не подхожу, а в глаза сказать постеснялись.

Чего мне только на Бирже труда не предлагали. Как-то уточнили, что по образованию я архитектор, вуз окончила, и говорят, мол, раз вы архитектор, сможете быть кровельщиком. Будете крыши ремонтировать. Представляю себя на крыше с молотком и гвоздями...

В другой раз предложили показания счетчиков снимать. И знаете где? В Хынчештах. Это мне из Кишинева в Хынчешты надо ездить, деньги на дорогу тратить. Спрашиваю, почему там, на месте никого не находят? А мне отвечают, что там никто эту работу выполнять не желает. Подобных вариантов было немало, но, сами понимаете, их предлагали не для того, чтобы на них соглашались.

Когда прошел год, пособие платить перестали, а вместе с этим ликвидировали мой страховой полис. Муж у меня, слава Богу, работает, но он получает обычную зарплату. Прокормить меня сможет, но есть и другие затраты. Как, к примеру, тот же страховой полис. Безработным на его приобретение дают скидку в 50 процентов, но все равно надо заплатить более 2000 леев. А где безработному взять две тысячи?

Я уже второй раз на Биржу труда стала. Денег, конечно, не дают, отмечаться не надо, но можно работой интересоваться. Кроме того, безработным положена скидка при оплате коммунальных услуг, а я у матери-пенсионерки прописана. Мне даже на девятимесячные курсы поваров предложили пойти. Я уже было согласилась, но потом выяснилось, что если я не пойду работать, куда меня пошлют, то мне придется эти курсы оплатить. А если меня опять в Хынчешты пошлют, или еще куда подальше?

Потерять работу просто, найти тяжело, особенно женщине предпенсионного возраста. Теперь я понимаю, как люди бомжами становятся. За квартиру не платят, в долги залезают, а потом жилье продают и оказываются на улице. Некоторых безработных просто "добрые" родственники из дому выгоняют.

За границу на заработки тоже поздно ехать. Да и что там делать, все должности нянь и сиделок уже разобрали. И мужа не хочу бросать, ему диету соблюдать надо. Без меня, на одних бутербродах, здоровье свое полностью загубит.

Поэтому я обращаюсь, в данном случае к ПКРМ, с просьбой, включить в предвыборную программу вопрос о возвращении конституционного права на труд и о защите прав безработных. Необходимо обязать работодателей, если они заявили о вакансии, брать на работу специалистов любого возраста, если это предусмотрено трудовыми нормами. Также не сокращать людей, которым до пенсии осталось несколько лет. Если не ошибаюсь, такое правило действовало в советское время. Мы не хотим быть иждивенцами, мы хотим работать, зарабатывать, а потом получать достойную пенсию. Неужели мы так много хотим?

Подготовила Параскева Длбрая