СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ
Громкие лозунги, выкрикиваемые в былое время на центральной площади страны, поддержка Евросоюза и незапятнанное имя - в прошлом. Сегодняшние либерал-демократы, как и их лидер Влад Филат, ассоциируются у граждан с махровой коррупцией, ростом преступности и социально-экономической деградацией.
Многие из видных политиков, начинавших политический проект ЛДПМ, на определенном этапе, а вернее, на взлете премьерской карьеры Филата, предпочли дистанцироваться и от партии, и от ее лидера. Кто-то ушел в бизнес, кто-то занялся другим политическим проектом, а некоторые даже заняли "неприступные" государственные должности. За семь лет существования ЛДПМ ее ряды покинули такие деятели, как Виталий Нагачевский, Михай Годя, Александру Тэнасе, Борис Виеру. Казалось, у Филата остался лишь один верный и преданный союзник, некогда министр иностранных дел, а впоследствии и премьер, Юрие Лянкэ.
Последний, заняв кресло премьера, насиженное Филатом, принял сие наследство безоговорочно, молча и безропотно продолжая выполнять поручения партийного шефа. При Лянкэ госчиновники не стали воровать меньше, а скорее, напротив. Это при нем же продолжилась практика расходования средств публичного бюджета не по назначению, при нем же, как в песок, уходили деньги, полученные от внешних партнеров по развитию, затягивая на шее граждан Молдовы долговой узел. А потом в тандеме не срослось, или...
Кабмин Филата настолько погряз в коррупционных схемах, что разрубить этот гордиев узел у Лянкэ не получилось. А хотел ли, предпринимал ли для этого все необходимое - большой вопрос. Очевидно другое: Лянкэ не прочь был возглавить правительство еще не единожды, но уже на своих условиях. Каких? Оставаться белым и пушистым премьером с незапятнанной репутацией, а для этого ему необходимо было показать в первую очередь еврочиновникам и зарубежным финансовым партнерам, что вот, дескать, он готов и может бороться не на словах, а на деле с коррупцией в самых верхах эшелонов власти. Осталось решить один вопрос: кого принести в жертву для ритуала "очищения".
Если учесть, что весь кабинет министров во главе с Филатом был отправлен в отставку за акты коррупции, а потом практически в полном составе те же министры вошли в кабмин Лянкэ, чистить ряды пришлось бы долго и громко. Причем и сам Лянкэ, и уж тем более Филат неминуемо попали бы под этот маховик. Ни первый, ни второй не могли этого допустить. Поэтому понадобилась клоунада в стиле "сам дурак".
Про то, как Лянкэ покинул ряды либерал-демократов, все знают. Несогласный с политикой партии, бывший премьер предпочел создать собственный проект, более "европейский и демократический", как он сам считает. Конечно, каждый сам вправе распоряжаться своей судьбой и действиями, но тот факт, что Филат всячески препятствует этому, говорит о многом.
Пожалуй, настолько Филат еще не опускался в политической возне против своих бывших соратников по партии. Покинувший ЛДПМ Годя и впоследствии создавший Партию "Демократическое действие", заслужил от главного либерал-демократа страны лишь горстку оскорблений. В случае с Лянкэ - ему даже не разрешают создать собственную партию.
Стремящийся к созданию Европейской народной партии Молдовы Лянкэ стал последней каплей в рюмке терпения Филата. Пока первый собирал подписи, обдумывал проведение учредительного съезда, люди второго зарегистрировали название нового политформирования в Агентстве интеллектуальной собственности (AGEPI), тем самым запретив использование названия и инициалов без ведома ЛДПМ на территории Молдовы. Более того, представители Филата зарегистрировали в AGEPI свыше 20 коммерческих марок с использованием слов "европейская", "народная", "либеральная", "социальная", "демократическая". ЛДПМ даже зарегистрировала в госреестре некоммерческих организаций информационный бюллетень под названием "Европейская народная партия в Молдове". Послужит ли это мотивом к отказу в регистрации ЕНПМ, остается лишь догадываться, но одно ясно - Филат действительно боится своего некогда ближайшего соратника.
Завышенная самооценка и какая-то маниакальная амбициозность Филата не дают покоя не только Лянкэ, это также понимает и ряд других членов ЛДПМ. Неудивительно, что всего за несколько дней руководство двух районных организаций ЛДПМ объявило о выходе из рядов партии. Районные и местные советники Чимишлии и Басарабяска в унисон заявили, что демократии при Филате нет, а будущее страны именно за ЕНПМ. К тому же на сторону Лянкэ перешла группа дипломатов и политологов. Их действия будет легко предугадать. Известные за рубежом, они начнут кампанию против Филата, а уж Лянкэ представят как рыцаря "на европейском коне", некого нового мессию.
ЛДПМ - в стагнации, и новые уходы не заставят себя ждать. Ожидал ли такого будущего Филат, стоя на площади в апреле 2009 года, призывая людей не поддерживать законную в стране власть? В общем, чем дальше, тем веселее.
Олег Мазеев
puls.md