22 апреля в столичном кинотеатре "Одеон" должен был пройти показ фильма "Шрам" о геноциде армян в 1915 году. Зал был полон. Но показ не состоялся. А все так хорошо начиналось... Какая-то якобы техническая неточность подняла такую волну эмоций, что успокоить ее будет сложно. И вообще, все очень сложно.
Показ фильма входил в ряд мероприятий, посвященных 100-летию геноцида армян в Османской империи и наследию армян в Молдове, которые проводила Армянская община Молдовы. Накануне, 21 апреля, в Бюро межэтнических отношений состоялась научная конференция, где выступили видные ученые-историки, которые подготовили рассказы о различных аспектах культуры армян, в частности, об их культурном и научном наследии в Молдове и других странах. Разговор получился интересный. Армяне живут на территории Молдовы уже много веков, и только невежда может оспаривать их вклад в развитие Молдавского государства.
На конференции председатель Армянской общины Эрнест Варданян говорил о том, что в какой бы стране ни жили представители армянского народа, они всегда стремились оставить свой след в культурной и общественной жизни этого государства, внося разнообразие в его культурную палитру.
- К сожалению, многие страны до сих пор не признают факт истребления армянского населения ввиду ряда геополитических мотивов. Но армяне по всему миру продолжают бороться за свои права и рассказывать миру о событиях столетней давности, надеясь, что все большее количество людей захотят услышать правду. Те страшные события стали предтечей Холокоста в период правления нацистов в Германии и во время Второй мировой войны, - сказал председатель Армянской общины.
В день показа фильма, то есть 22 апреля, ближе к вечеру, к кинотеатру "Одеон" стали подходить приглашенные. Предполагалось, что фильм начнется в 18.00, а до этого примерно полчаса будет время поговорить и о самой картине, и о сложившейся ситуации, и о дальнейших планах армянского сообщества. Но почему-то многие члены общины и гости стали приходить раньше назначенного срока.
В фойе были подготовлены стенды, отражающие события 100-летней давности. На столе несколько горстей небольших значков в виде фиолетовых незабудок и тонкие книжки "Мой вечный дом".
Значение незабудок нахожу в книжке. Это официальный символ 2015 года памяти жертв Геноцида армян в Османской империи. Пять лепестков незабудки обозначают 5 частей света, где были вынуждены искать приют выжившие армяне. Книжица совсем тоненькая, всего 14 страниц. Мысленно называю ее брошюрой, но когда начинаю читать, понимаю, что оскорбляю это сочинение. Она действительно написана в форме школьного сочинения, только совсем по-взрослому. Автор этого сочинения 13-летний Давид Гаспарян, приехавший из Бендер. В каждой строчке скользит тоска и безысходность, граничащая с надеждой. Такой стиль сложно выдержать и опытному писателю. Как все-таки быстро взрослеют армянские дети, которым вместо сказок на ночь рассказывают историю их народа.
Хотелось поговорить с Эрнестом Варданяном до начала сеанса, но он был настолько взволнован и обрадован тем, что пришло много гостей, что мы решили провести интервью после начала фильма. В этот вечер интервью так и не состоялось...
К назначенному времени, к 17.30, зал уже был полон. В 17.40 запоздавшие гости, вглядываясь в пригласительные билеты, искали свои места, радуясь тому, что не опоздали. Когда в 17.50 на сцену никто не вышел, зал начал перешептываться. Примерно в 18.10 гости начали потихоньку возмущаться: что за организация? Разве так можно? Председатель Русской общины Людмила Алексеевна Лащенова, с которой мы стали мило беседовать, ведь все равно делать нечего, только плечами пожимала. В ее жизненном графике беспричинные опоздания на 40 минут просто неприемлемы.
Однако на сцену вышел человек и сказал, что появились какие-то технические неполадки. Через некоторое время он опять обратился к залу и сказал, что показ фильма пытаются сорвать. Минут через 10-15 будет ясно, увидим мы картину или нет.
Потом вышел Варданян... Он держал себя в руках, но полностью эмоции скрыть невозможно, так что и речь его была эмоциональной. Приводим ее без лишних "причесываний" и "приглаживаний".
- Сегодня была совершена очень циничная, очень наглая и беспринципная провокация против нас. Они воспользовались совершенно абсурдными зацепками, для того, чтобы помешать нам посмотреть фильм "Шрам", посвященный геноциду армян. Я не буду называть никакие страны, но думаю, вы всё прекрасно понимаете. Хочу заметить, что сейчас на ваших глазах произошел международный скандал.
Я лично, от имени Армянской общины республики Молдова приношу извинения тем, кто пришел поддержать армянский народ, приобщиться к его истории, а вместо этого увидели пустой экран, потому что кое-кто в этом городе, представляющий известные вам два государства, которые никак не могут угомониться, всячески мешает нашему мероприятию. Я ответственно заявляю, что эта провокация не останется без ответа. В зале присутствует почетный консул Республики Армения, дипломатический скандал уже обеспечен. Мы приняли все меры, чтобы виновные были выявлены и наказаны. Об этом случае будет немедленно доложено в Ереван, в Министерство иностранных дел, и я убежден, что виновные понесут наказание.
Я прошу всех простить нас за этот досадный случай, в этом не наша вина. Теперь вы видите, что означает борьба армянского народа за признание геноцида.
Тем не менее, заверяю вас, что фильм "Шрам" будет показан в Кишиневе, о чем мы сообщим дополнительно.
Наша борьба не закончена, она продолжается.
Гости уже разошлись, а члены Армянской общины все не расходились. Они вернулись в зал, где стали слушать профессора исторических наук Туняна, приехавшего из Еревана, потом священника, приехавшего из Москвы.
А потом люди просто вставали и говорили о своей боли, о трагедии, которая затянулась на сто лет. Они понимают друг друга с полуслова. И создавалось впечатление, что собралась одна большая семья, которая говорит о чем-то личном, им одним понятном. Я понимаю их слова, в которых сквозит обида, я вижу боль в их глазах, но не вижу сердец, потому что их открывают не всем. Тем более журналистам. И это хорошо, что я их не вижу, потому что боюсь, чтобы в них не поселилась злоба. Я понимаю, что не буду передавать их слова и мысли другим, потому что не сумею сделать это правильно и сделаю только хуже. Журналисты должны следовать такому же правилу, как и врачи: не навреди.
Отец Акоп в 2007-2008 годах был духовным пастырем в Кишиневе. Он приехал помолиться за умерших, но столкнулся с ситуацией, которую и представить сложно.
- Все были свидетелями такого отношения к нашему народу и к нашей трагедии, - говорит отец Акоп. - Для меня удивительно, что в 21 веке продолжается геноцид против культуры, фильмов, книг... Я первый раз в жизни такое видел. Для меня это все странно. Я могу все одним словом сказать - позор. В зале было много уважаемых людей, которые пришли посмотреть фильм, и потом все были в шоке от происходящего. Мы прекрасно понимаем, откуда дует этот ветер. Геноцид армян был первым геноцидом 20-го века. Это признает и Евросоюз. Вы знаете, как сложно было убить полтора миллиона армян? Сложно убить 100 человек, а полтора миллиона очень сложно. Но они постарались, а сейчас ведут политику отрицания. Мы готовы простить, но нам некого прощать, потому что они не осознают свою вину.