Удивительное дело - известные или относительно известные в Молдове политики готовы отказаться даже от высокого места в списке кандидатов в депутаты прямо накануне выборов. Обычно такой шаг повышает респектабельность несостоявшегося депутата - вот он какой, даже мандата не хочет. Но - не в тех случаях, когда платой за "самоотверженность" становится возможность безраздельно властвовать в столичной примэрии, а то и в правительстве Республики Молдова. Речь идёт о двух вице-председателях знаменитых партий - Либеральной и Демократической. Оба, к тому же, находятся в родственных связях с лидерами своих партий. Так, столичный примар Дорин Киртоакэ - общеизвестный племянник председателя ЛП Михая Гимпу, а вице-премьер, министр экономики и торговли Адриан Канду, согласно данным СМИ, приходится не только личным юристом, но и фином фактическому руководителю ДПМ Владу Плахотнюку.
С Дорином Киртоакэ вообще какая-то мистика каждый предвыборный период. То он хочет быть депутатом, и даже готов идти в списке чуть ли не первым номером, то - готов дальше причинять радость примэрии, назначенной ему в невесты. Можно, конечно, списать всё на душевные метания, если не понимать простой вещи - у либералов далеко не самые сильные районные филиалы, ни одного председателя района, и уже фактически ни одного примара райцентра, местные лидеры малозначительны, да и большая часть их ушла к либерал-реформаторам. В этой ситуации у Гимпу и компании остаётся только один ресурс - контроль за Кишинёвом, в котором, с учётом пригородов, проживает более 800 тысяч человек, почти что четверть всего населения страны. Кто считает этот фактор малозначимым, может просмотреть результаты прошлых выборов - в столице либералы получили тогда около 16 процентов, но это составило 69 тысяч голосов при том, что в целом по республике было набрано 171 тысяча. То есть, возможное сохранение в парламенте либералов на 40 процентов зависит от Кишинёва. И вовсе не от "популярности" Киртаокэ, как кто-то может подумать, а именно что от безграничного использования административного ресурса.
Итак, в один совсем не прекрасный день Дорин Киртоакэ поучаствовал в дорожно-транспортном происшествии, в ходе которого была убита (путём разрывания пополам) лошадь. Незадачливый градоначальник, завсегдатай уличных аварий, на пресс-конференции поведал журналистам о том, что "заглянул в глаза смерти" (лошадиной, надо полагать), а также решил остаться в примэрии и отозвать свою кандидатуру из списка кандидатов в депутаты.
Но не будем забывать - с тех пор как Киртоакэ стал во второй раз примаром (а было это аж в 2011 году), он так и не предложил на рассмотрение муниципального совета кандидатов в вице-примары и преторы. Просто не нравилось ему, что сначала большинство в совете составляли коммунисты, а к тому времени, как старый друг Игорь Додон добыл "золотые голоса", разругались между собой уже антикоммунисты. Так что, уйди Киртоакэ с поста примара. В примэрии начался бы хаос. Это его не сильно бы обеспокоило, но вот возможность потерять контроль над ресурсами - это то, за что дядя перед выборами по головке не погладит. Так что испугался Дорин вовсе не лошади. А человека, которого с этим животным часто в шутку сравнивали - своего дяди Михая Гимпу.
Но проходит полторы недели и Дорин Киртоакэ уже сообщает всем, что таки выдвигается в парламент. И готов бросить несчастную примэрию на произвол судьбы. Что изменилось за столь короткий период? Да всё просто. Поменялся расклад. Конъюнктура. Договорённости.
Судя по всему, "оппозиционный" Гимпу сумел договориться с отдельными представителями нынешней власти. Точнее, с тем из них, кто контролирует судебную систему (не будем уточнять - все фамилии и так общеизвестны). Теперь он может быть спокоен - в случае, если Киртоакэ на время уйдёт из примэрии, рулить продолжат его ставленники. А попытки оппонентов что-то изменить, с уходом Дорина, будут моментально пресекаться. Хаос, конечно, всё равно наступит, но такой, который устраивает Либеральную партию.
При таком раскладе Киртоакэ может вообще уйти в парламент и просидеть там год до новых выборов примара. Чтобы сохранить за собой мандат, если выборы будут проиграны.
Куда интереснее отказ от места в списке кандидатов-демократов Адриана Канду, одного из особо приближённых к Плахотнюку людей. Он отказался аж от четвёртого места, на которое его выдвинули по результатам "праймериз". И захотел работать в правительстве во время выборов.
А что, в правительстве ещё осталось что "распилить", если министр экономики не хочет оттуда уходить даже ради мандата? Видимо, осталось - масса государственной собственности, которую можно приватизировать, например.
Но не только в этом дело. Ведь в выборах в качестве кандидатов участвуют и премьер-министр Юрий Лянкэ, и вице-премьеры Наталья Герман, Еуджен Карпов, Татьяна Потынг... Отказавшись от выдвижения, Канду автоматически получает роль временно исполняющего обязанности премьера. Как минимум - до окончания выборов. И даже дольше - ведь с таким "президентом", как Тимофти (ещё раз спасибо Додону за "стабильность"), процесс назначения нового кабмина может изрядно затянуться. И всё это время ставленник Плахотнюка будет рулить правительством.
Глупо думать, что Канду готовят на настоящего, а не временного премьера - мелковат. Зато версия о том, что он должен подготовить почву для премьера-Плахотнюка не лишена смысла. О том, что Плахотнюк видит себя премьером, писали давно. И вот вам факторы, которые это подтверждают.
Олег Тимошенко