Через две недели, 25 декабря, исполнится 36 лет со дня введения ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Но только в последние годы крупица за крупицей раскрываются причинно-следственные связи той войны, которая для многих является примером истинного интернационализма и братства между советским и афганским народами. Для других — аргументом против первого в мире социалистического государства, СССР.
Все тайное рано или поздно становится явным. Это вопрос времени. Вот и «черновая», грязная работа главного разведывательного ведомства Америки — ЦРУ — по взращиванию в 80-е годы прошлого века системного вооруженного джихадистского терроризма стала достоянием широкой общественности.
Долгие годы исследовавший феномен деятельности специальных секретных служб американский журналист Тим Вейдер в книге «Правдивая история ЦРУ» не оставил места для сомнений по поводу того, что именно агентура американского Центрального разведывательного управления способствовала в 80-е годы прошлого века формированию в Афганистане мощной джихадистской силы.
В геополитической борьбе с СССР ЦРУ не ограничивало себя соображениями морали. Тим Вейдер указывает на то, что уже с января 1980 года при непосредственном участии агентуры ЦРУ в Пакистане осуществлялась широкая программа военной помощи отрядам непримиримых джихадистов.
Вторит Вейдеру и «ветеран холодной войны» небезызвестный «ястреб американизма» Збигнев Бжезинский: «Первую директиву об оказании тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле президент Картер подписал 3 июля 1979 года. И в тот же день я написал ему докладную записку, в которой объяснял, что, по моему мнению, эта помощь повлечет военное вмешательство Советов… Мы не принуждали русских вмешиваться, но мы сознательно увеличили вероятность того, чтобы они это сделали». Далее, отвечая на вопрос, не сожалеет ли он сегодня о том, что и сам лично, и США содействовали исламскому фундаментализму, вооружая и консультируя будущих террористов, Бжезинский говорит: «Что более важно для мировой истории? Талибан или падение Советской империи? Несколько возбужденных исламистов или освобождение Центральной Европы и конец холодной войны?»
Эти слова одного из ведущих идеологов внешней политики США ХХ века полностью подтверждают тезис о том, что именно ЦРУ было катализатором войны на афганской земле в 1979 году. Войны, ставшей предтечей появления Аль-Каеды и так называемого ИГИЛа (ДАЕШ).
«Я был первым руководителем отделения ЦРУ, которого когда-либо отправляли за границу с таким замечательным напутствием: “Идите и убивайте советских солдат!”», — с гордостью рассказывает на страницах книги Говард Харт, в то время резидент ЦРУ в Пакистане. «Мне это понравилось. Мы убивали их одного за другим». «Это была настоящая террористическая кампания», — подводит итог бывший резидент ЦРУ в Пакистане.
Свидетельства столь высокопоставленного, хоть и бывшего, руководителя тайной сети ЦРУ в регионе, говорят о том, что изначально противостояние на Афганской земле искусственно стимулировалось идеологически и материально специальными службами США и Саудовской Аравии. В книге рассказывается и о том, как по-отечески, с искренней симпатией к «борцам с прокоммунистическим режимом Кабула» ЦРУ выпестовало многотысячную, отлично вооруженную, состоящую из наемников саудитов и африканцев радикальную группировку «Аль-Гамаа аль-исламийя», во главе которой стоял фанатик, безжалостный шейх «Слепой», он же Омар Абдель Рахман. Позже за заслуги в войне с советскими солдатами на афганской земле сей непримиримый борец с коммунизмом в Афганистане получил с помощью ЦРУ визу и место жительства в США. Причем не где-нибудь, а в самом Нью-Йорке!
Здесь «Слепой» развернул террористическую сеть уже против бывших благодетелей. Именно по его приказу 25 января 1993 года террорист–пакистанец расстрелял из автомата у самых ворот штаб-квартиры ЦРУ в Ленгли спешащих на службу сотрудников ведомства. Позже этот же вождь террора пытался взорвать одну из башен-близнецов Международного торгового центра. Этот теракт ожидаемого эффекта не принес. Через восемь лет, 11 сентября 2001-го, его ученик Усама Бен Ладен довел дело до конца. Башни-близнецы подверглись атаке с воздуха и рухнули, указав миру приметы нового апокалипсиса ХХI века.
Еще в конце 80-х прошлого века ЦРУ оказывало активную поддержку деятельности Бен Ладена по формированию широкого фронта борьбы с советским присутствием в Афганистане. Никто не удосужился тогда собрать воедино всю информацию о планах этого фанатично настроенного лидера джихадистов. Близорукость разведывательного ведомства супердержавы просто поражает. Когда же понимание пришло, было уже поздно, Усама Бен Ладен объявил террористическую войну Америке.
Далее последовали ввод войск США и их союзников по НАТО на территорию Афганистана и десятилетнее противостояние уже этих вооруженных сил сначала талибам, а затем и неоджихадистам. Но если советские войска успешно и эффективно громили душманские соединения на всех направлениях и при любых обстоятельствах, американцы ограничивались вылазками из укрепленных лагерей.
Все эти игрища привели к тому, что террористы чувствуют себя чуть ли не вершителями судеб человечества. Закономерный итог деятельности ЦРУ, сделавшего мир опасным для жизни человека, где бы он ни находился.
Что дальше? Увы, на этот вопрос книга Тима Вейбера не отвечает.
Михаил Лупашко
газета "Коммунист"