Впрочем, для нас, жителей Молдовы, ничего удивительного в этом нет. Пообвыкли маленько за минувшую шестилетку. Словом, перефразируя классика, на фронте дележа портфелей без перемен.
Правда, появился явный аутсайдер — Либерально-демократическая партия, в одночасье оставшаяся без вождя и резко сбросившая политический вес. Поэтому правилом хорошего тона нынче считается говорить с ней небрежно, цедя слова сквозь зубы.
И мы видим, что не только демократы и либералы, но и Европейская народная партия Юрия Лянкэ, которая по сути своей является партией отставной козы барабанщиков, не отказывает себе в удовольствии побольнее пнуть либерал-демократов. Чего те, собственно, и заслуживают.
Думается, последнее, что интересует деятелей из АЕИ, — это стабилизация политической и экономической ситуации в Молдове. Хотя лидер ДПМ Мариан Лупу заявлял, что еще в минувшую пятницу станет известно имя нового кандидата в премьеры. Увы, не стало. Иные графики у и. о. председателя ЛДПМ Валерия Стрельца, как оказалось. Расценив предложенную ему пайку власти как незначительную, он счел за благо потянуть время, ссылаясь на необходимость проведения очередного Национального политического совета ЛДПМ. А, мол, ближе к 29 января, когда парламенту будет грозить роспуск, бывшие союзники станут посговорчивее.
Однако, учитывая жадность последних, это весьма сомнительно. Либерал-демократам же однозначно придется вступить в сговор, ибо досрочные выборы для них смерти подобны. И вовсе не потому, что другие партии власти чем-то лучше их — все они в равной степени ответственны за подталкивание Молдовы в долговую яму, коррупцию на всех уровнях власти, воровство и правовой беспредел. Но… Чем крыса отличается от хомячка? Ничем. Просто у крысы плохой пиар.
Этим-то и попытались воспользоваться конкуренты на переговорах. Лидер ЛП Михай Гимпу заявил, не мудрствуя лукаво, что ЛДПМ должна отказаться от выдвинутых ею условий, а именно: от деполитизации госучреждений, отставки Андриана Канду с поста главы парламента и от назначения политически неаффилированного премьера. А кому не нравится невеста, могут валить со двора.
Формальный председатель Демократической партии Мариан Лупу был еще конкретнее, заявив, что «никого не интересуют условия ЛДПМ».
ЛДПМовцы попробовали пригрозить, что нынче же перейдут в оппозицию, но всерьез этого никто не принял.
Неаффилированного главу кабинета найти, ясное дело, нелегко. Потому что у всех руководителей АЕИ есть кумовья, нанаши и фины. Внук полковника не может стать генералом, потому что у генерала тоже есть внуки.
Ввиду полной тупиковости ситуации в последнее время в СМИ поползли слухи о возвращении на премьерскую должность Кирилла Габурича. Что было бы весьма забавно и заслуживало бы возведения бюста на родине героя. Поскольку мировая политология пока не знает примеров, когда премьер, продержавшись чуть больше ста дней у власти, вновь сел бы в то же кресло еще через сто с небольшим дней.
Есть мнение, что дубль-премьерство Габурича является инсинуацией правящих партий для того, чтобы отвлечь внимание общественности от реальной кандидатуры, которая пока находится в политическом закулисье.
Если же говорить о перспективах, то, откровенно говоря, выглядят они неважно. И дело даже не в пробуксовывании пресловутой «евроинтеграции», которой на самом деле не существует. Дело в экономической составляющей.
Отсутствие премьер-министра (а в перспективе — парламента) нарушило внешнее финансирование. А это может сказаться на ходе реформ, например, в сфере юстиции. Миссия МВФ отказалась от визита в Молдову — и вполне резонно: не с кем договариваться. Так что переговоры по новому соглашению, от которого зависит финансирование от других доноров и внешних кредиторов, будет отложено до формирования нового кабинета.
А кроме того, откладывается решение проблем, которые правительство должно решать в самые сжатые сроки. В их числе снижение экспорта и импорта (на 17 процентов и 21,4 процента соответственно), сокращение переводов от гастарбайтеров и как следствие — обнищание их семей, не говоря уже о ситуации в банковской сфере.
Проблем накопилось воз и маленькая тележка, и любая задержка может стать фатальной. Осознают ли это заслуженные мастера спорта по борьбе за портфели?
Евгений Мариан
газета "Коммунист"