После утверждения Конституционным судом результатов парламентских выборов, Владимир Воронин произнес слова присяги президента: "Клянусь отдавать все свои силы и умение во имя процветания Республики Молдова, соблюдать Конституцию и законы страны, защищать демократию, основные права и свободы человека, суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Молдовы". Этой клятве он был верен 8 лет на посту главы государства. Этими принципами он руководствуется по сей день.
Церемония инаугурации совпала с праздником Благовещения. Это было добрым знаком. В своей речи Владимир Воронин сказал, что весна - время возрождающихся надежд, надежд на улучшение и перемены в судьбах людей. А перемены были нужны, как воздух. Страну захлестнула мощная миграционная волна. Уезжали молодые, здоровые, образованные. Не только в поисках денег. В многонациональном государстве все чаще звучала фраза о "превосходстве титульной нации над остальными", а у политиков все чаще стали случаться приступы ксенофобии.
Очевидцы рассказывают, что когда Владимир Воронин впервые вошел в президентский кабинет, то обнаружил только кипу бумаг. Как оказалось, это были долговые документы. Страна погрязла в кредитах, росли проценты по их выплате. Вот такое наследство осталось третьему президенту от своих предшественников.
"Лихие 90-е" были лихими во всех республиках распавшегося Союза. В Молдове их "лихость" усугубилась внутренней деградацией государственной власти. Понятие "экономика страны" вызывала лишь горькую усмешку. Увы, сейчас все повторяется. Ведущая отрасль - сельское хозяйство - оказалась в ситуации, когда аграрии готовы бросить свои земли. Их просто не на что обрабатывать. И это в нашей некогда цветущей Молдове!
В 2005 году Владимир Воронин был во второй раз избран президентом. За него проголосовали 75 из 78 депутатов, участвовавших в выборах главы государства. "НМ" тогда писала: "Вчера произошло не одно сенсационное событие, а сразу несколько. Хотя избрание Владимира Воронина на второй срок практически ни у кого сомнений не вызывало, напряженность сохранялась до того самого момента, пока не закончился подсчет бюллетеней. Никто не ожидал, что действующий глава государства наберет настолько внушительное количество голосов".
И последовали следующие четыре года правления ПКРМ. Внедрялись программы национального значения. Молдова газифицировалась. Ожили предприятия, занимающиеся прокладкой газовых путей. Была разработана программа "Молдавское село". Пенсионеры знали, что им точно повысят пенсии. Не в два раза, и не наполовину. Но точно повысят. Повеселели бюджетники. За годы правления ПКРМ зарплаты учителей и медицинских работников увеличились в разы. И школы никто не закрывал... Напротив, образованию уделялось повышенное внимание. Практически во всех селах появились компьютерные классы с подключением к интернету.
При Воронине мы вновь вернулись к районам. Очевидна была бессмысленность введения деления на уезды. Никакой экономии средств все равно от этого не получилось. Бюджетные деньги стекались в уездный город, при этом ареал провинции расширялся. На краю жизни почувствовали себя сотни тысяч молдавских граждан. В итоге были разрушены все районные отделения социальных служб, расформировывались поликлиники и больницы. За обычной справкой людям приходилось ездить как минимум за 50-60 километров. Но разве тогда кого-то интересовало, что думают рядовые граждане?
А вспомните, сколько монастырей и церквей было восстановлено при правлении ПКРМ? Пусть это считают парадоксом коммуниста-Воронина. Но это было. Это могут подтвердить сотни священнослужителей и десятки тысяч прихожан. Духовное в человеке несравнимо важнее материального. Но почему-то из всех молдавских президентов только Воронин предпринимал для возрождения и развития духовности конкретные действия.
Мы жили не только без света в душе, но и без света в квартирах, то есть без банального электричества. Покупать продукты и готовить еду можно было только на один день. Дети готовили уроки при свечах и писали в школах в рукавичках. Учителя даже придумывали упражнения, чтобы разогреть их замерзшие пальчики. Без энергообеспечения останавливались промышленные предприятия. Воронин вернул свет людям.
Это случилось благодаря тому, что в марте-апреле 2001 года народ поверил коммунистам. Вспомнил прошлое и поверил. И это был правильный выбор. Он был и потом правильным, этот народный выбор. Но слишком демократичный третий президент не ожидал от так называемых демократических и либеральных сил такого коварного удара. Конечно, он знал, предвидел, но ожидать такого предательства по отношению к своему народу, к своей стране - это вне сферы понимания человека, который всегда верно служил народу Молдовы.
Нам очень повезло тогда, 14 лет назад, но сейчас мы переживаем черную полосу еще и потому, что во главе государства не Владимир Воронин. По сути, по делам, по результатам другого президента, кроме Воронина, в Молдове и не было, как нет и сейчас. До него и после есть некие фигуры, которых мало что связывало и связывает с многонациональным народом Молдовы, с духом нашей страны - Родины.
* * *
Сегодня страстная пятница - повод заглянуть себе в душу и спросить: насколько я честен перед собой, перед людьми и Богом? Уверена, что третий президент, как каждый честный человек, задает себе эти вопросы и строит жизнь так, чтобы не стыдно было смотреть людям в глаза.
Не удивлюсь, если найдутся те, кто скажет, что, мол, "опять Воронину панегирики слагают". Смею их огорчить, сказанное о третьем президенте - это только констатация фактов. И уважение к человеку, который на самом деле многое сделал для всех нас.
Наталья Лужина