7 апреля 2009 года и украденный миллиард из Банка де Економий... Казалось бы, что общего? Прямая связь. Если бы не было попытки госпереворота в апреле 2009 года, не было бы банковского беспредела. Не было бы ощущения социальной беспомощности, брезгливости и апатии. Кто мог себе представить в 2008 году, что в Молдове можно будет прокурорам и судьям безнаказанно убивать людей на охотах в заповедниках? Что можно будет спекулировать валютой на государственном уровне? Что можно будет выводить из банков миллиарды леев и отмывать там же миллиарды долларов? Что можно будет не просто игнорировать, а полностью контролировать так называемое гражданское общество? Перечень можно продолжать до бесконечности...
Но даже это не главное. Основная проблема - это взаимосвязь между падением в аморальную яму и радикальным изменением отношения к государству, к гражданам. Граждане более не рассматриваются властью как единственный и главный ресурс нашей страны. Они превращены в безмолвный продукт, потребляемый властью. Ситуация усугубляется тем, что Молдова не в состоянии адекватно реагировать на риски и вызовы, которые нарастают.
До 2009 года Молдова неплохо справлялась с рисками в системе безопасности, с наскоками на государственность. Несмотря на сложную геополитическую и региональную ситуацию, несмотря на наличие приднестровского фактора, стабильность - политическая, экономическая, социальная - не ставилась под сомнение обществом. Стабильная ситуация могла бы стать неплохим трамплином для развития страны, но излишняя олигархизация прихлопнула эту перспективу.
После 7 апреля 2009 года Молдова упала в зону нестабильности. К власти, на волне анархии и хаоса, пришли люди корыстные, беспринципные, асоциальные. В политику пришли деньги и технологии, а ушли - мораль, принципы и элементарная порядочность. Политика стала бездушной, технологизированной. И чем больше в политике денег и технологий, тем меньше там совести, чести и достоинства. Страдаем от этого мы все, страдает от этого молдавская государственность и молдавское общество. Уровень демагогии растет, а уровень жизни - падает.
Молдова стала заложником системы, которая генерирует бездарность. И проблема сохранения стабильности, все более хрупкой, стала основной проблемой и для политического класса, и для общества. Именно во имя сохранения стабильности Партия коммунистов пошла на политические уступки и стала основной жертвой радикализации политических баталий. Именно из страха перед нестабильностью, молдавское общество проголосовало за Демпартию и Либерально-демократическую партию. И сегодня общество занимает выжидательно-терпеливую позицию, опасаясь резких движений из страха расплескать остатки стабильности.
ПКРМ делает все для того, чтобы ситуация не ушла в хаос и анархию. Молдова балансирует на краю пропасти. Государство не выполняет свои основные функции. Дефицит средств становится ощутимее, цены растут, покупательная способность приближается к нулю. Коррупция душит экономику и государственность. Тем не менее, я уверен, что любые попытки дестабилизации сделают только хуже. Хаос и анархия ударят, в первую очередь, по людям.
Как Молдова оказалась втянутой в порочный круг системы, в которой на смену этой власти может прийти власть еще хуже, не совсем понятно. Но ясно, что любые протесты преднамеренно превратят в уличную истерию, от которой общество только проиграет. 7 апреля 2009 года показало это во всех красках.
Корнелий Михалаке