Диагностика: Каждый отвечает за себя

Чем дальше от центра - тем чаще болеют

Вроде как вчера появились диагностические медицинские новинки - магнитный резонанс, компьютерный томограф и прочие чудеса техники, а мы без них уже обойтись не можем, к примеру, как без того же мобильного телефона или интернета. Современная диагностическая техника позволяет поставить диагноз с точностью до 80-90, а порой до 100 процентов. Увы, единого диагностического аппарата, который стопроцентно "выщелкивал" диагноз, пока не существует. В некоторых случаях требуется дополнительное обследование. О доступности диагностических новинок - наша беседа с генеральным директором медицинского центра EuroMed Diagnostic Иваном Васильевичем Шевчуком.

 

Для начала, скажем, что работать на новейшей медицинской технике может не каждый диагност. Это примерно то же самое, что пересесть с "Жигули" на сверхзвуковой самолет. Каждой техникой, даже самой умной, нужно уметь управлять. Ну а руководитель должен уметь управлять коллективом. Опыта управленческой работы у Ивана Васильевича хватает сполна. В 1972 году он окончил Бендерское медицинское училище, позже, после окончания медицинского института, его направили на работу в Чадыр-Лунгу, где он возглавлял местную больницу на протяжении 17 лет, был и в должности начальника здравоохранения Гагаузии. Окончил Академию публичного управления. Работал в Минздраве, после чего возглавлял аналогичный диагностический центр, два года назад ему предложили возглавить EuroMed Diagnostic.

В возглавляемом им центре много современной техники, есть и магнитный резонанс, о котором простые люди говорят с большим уважением и доверяют этой "машине", больше, чем любому врачу. Магнитный резонанс получает изображения внутренних органов без использования ионизирующих рентгеновских лучей, то есть, обследование совершенно безболезненно и безвредно. Врачи отделения магнитного резонанса способны выявить и диагностировать многие заболевания на ранних стадиях, существенно улучшив результаты лечения и прогноз для пациента.

- Иван Васильевич, сколько в стране аппаратов магнитного резонанса и хватает ли их сейчас?

- По международным меркам на 250 тысяч населения предполагается один аппарат. Другое дело, что у нас почти все они сконцентрированы в столице. Лишь один современный аппарат находится в Бельцах и довольно продуктивно обслуживает север республики. Сейчас в Кишиневе есть 4 аппарата от 1 до 3 тесла. Тесла - единица измерения индукции магнитного поля. Чем выше эта единица измерения, тем точнее диагностика. Есть несколько аппаратов меньшей мощности.

- Тем не менее, людям приходится порой месяцами ждать своей очереди, чтобы пройти обследование. А как быть тем, кому диагноз нужно установить в срочном порядке?

- Срочные случаи не обсуждаются, такие пациенты обслуживаются вне очереди. А вот плановая диагностика программируется, ведь у каждой техники есть своя мощность. К примеру, обычное обследование на магниторезонаторе составляет 20-25 минут, если диагностика проводится с контрастным веществом, то время удваивается. На обследование органов брюшной полости уходит 1,5 часа. А пациент должен еще раздеться и одеться.

- Так может, действительно нужна еще такая техника?

- Если работать планомерно, то можно справиться и такими силами. Разве что на юге не мешало бы установить такой аппарат. Людям очень далеко добираться до столицы, они устают. Ну и в больнице скорой помощи магнитный резонанс помог бы быстро и максимально точно устанавливать диагнозы. Но мы забываем, что не всем людям для диагностики нужен именно магнитный резонанс. Есть компьютерные томографы, а их у нас в стране уже достаточно много, есть другие современные диагностические аппараты. Иногда хватает узи, рентгена. Нигде в мире нет такой практики, что человек захотел пройти обследование на магнитном резонансе, и он это может сделать уже на следующий день. Во всех странах существуют очереди, это оборудование очень дорогое и его невозможно установить в каждой поликлинике. К примеру, аппарат магнитного резонанса Тесла-3, с учетом обучения специалистов, обходится в 2 миллиона евро. Это не самая дешевая аппаратура. Вместе с тем, мы храним данные об исследованиях в течение 5 лет и наши клиенты, которые обращаются за консультацией в зарубежные клиники, могут получить эти данные.

- Кто определяет, насколько срочно нужно обследование пациенту? Кто решает, может ли он ждать несколько месяцев или его нужно направить как можно быстрее.

- Это в первую очередь прерогатива семейных врачей, которые опираются на мнения специалистов. В территориальных медицинских центрах работает консультативный отдел, который и принимает такие решения. Бывают случаи, когда у больного, при неуточненном диагнозе, каждый день меняется клиническая картина, естественно, в таких случаях медлить нельзя. Если нужно, наши специалисты работают сверхурочно.

- В нашем обществе есть категория людей, которая не просто заботится о своем здоровье, но и знает о своих "проблемных" местах, и желает убедиться, что проблема не стала больше. Как часто, в частном порядке, обращаются люди для проведения внеплановой диагностики?

- Есть семьи, которые не уезжают в отпуск, пока не пройдут определенное обследование. Раз в год у них запланирована диагностика и каждый знает, что его беспокоит. Во многих случаях это гипертоники, которые хотят убедиться, что у них сосуды головного мозга находятся в относительном спокойствии. Есть другие хронические заболевания, которые надо контролировать. В общем, каждый приходит со своим диагнозом. Такие клиенты либо записываются заранее, либо наши диагносты продлевают свой рабочий график.

- Можно ли при помощи магнитного резонанса диагностировать онкологические заболевания 1-2-й степени? То есть на той стадии, которая поддается лечению.

- Очаги этой болезни видны и при обследовании магнитным резонансом и при компьютерной томографии. Мы сотрудничаем с Институтом онкологии и действительно диагностируем болезнь на 1-2-й стадии. Сейчас есть много программ по профилактической диагностике, к примеру, для женщин для обследования молочных желез. Обследования проводятся бесплатно. В Европе такие заболевания как рак молочной железы и шейки матки у женщин - уже редкость. Кроме диагностики, являющейся второй ступенью, есть еще и вакцинация. Но мы еще не дошли до этого. У нас другой менталитет, мнимая стыдливость. Мы не должны стыдиться говорить своему врачу о проблемах своего здоровья.

- В этом плане городские жители более прогрессивны, а вот в селах они действительно мало что знают. Да и диагностика на уровне села, а иногда и района, оставляет желать лучшего. Мы приходим к тому, что основы медицинской культуры должны прививаться еще со школы? Кто это должен делать?

- Почти во всех примэриях есть центры семейных врачей, в их программу включены как лекции для учащихся, так и профилактическая работа среди населения. Люди должны понимать - в первую очередь ответственность за свое здоровье несут они сами, а потом уже врачи. В городах действительно, люди более образованные и дисциплинированные, и консультируются при любых подозрительных симптомах. В селах уровень ответственности за свое здоровье ниже. Люди отмахиваются и говорят, что и так пройдет. Вот и получается, что чем дальше от центра, тем больше болеют, а болеют потому, что вовремя не обращаются.

Наталья Устюгова