Важные и прочие...

Больницы и лекарства

Республиканская клиническая больница - одно из крупнейших медицинских учреждений Молдовы. Об этом знают все. Здесь была хорошая техническая и научная база, и очень хорошие специалисты. В общем-то, специалисты здесь работают до сих пор, только вот лечить пациентов им просто нечем.

 

Врачи, конечно, не кричат на каждом углу, что у них в отделениях нет даже парацетамола. Не хочется большое начальство подводить. А ведь вроде так экстренно все решалось. Проверки проводились. Не очень-то хотят говорить об отсутствии медикаментов и пациенты, ведь, возможно, еще придется в больницу лечь. Лучше лежать и помалкивать.

С полным отсутствием медикаментов мы столкнулись в отделении эндокринологии. То, что отделение переполнено, ни для кого не секрет. Такое часто бывает. Увы, нация здоровее не становится. Больные сахарным диабетом хотя бы раз в году должны проходить лечение в условиях стационара. Конечно, могли бы делать это у себя в районах. Однако очереди в больницу в районных центрах расписаны на несколько месяцев вперед. Кроме того, в столице все-таки проще провести дополнительное обследование. Тем не менее, специалистам из некоторых районов было отдано негласное распоряжение: больных сахарным диабетом 2-го типа, желательно в столицу не направлять. Размещать негде.

Лучше не бывает?

А чем опасен сахарный диабет? Из-за нарушения циркуляции крови у больных развивается диабетическая ретинопатия, начинается гангрена, болезнь пагубно сказывается на функционировании всех органов и систем организма. Что же, тянуть до того, чтобы ослепнуть, или чтобы ноги отрезали? Кому от этого станет легче? Поэтому больные безропотно идут в аптеку и покупают лекарства. Мы, к примеру, купили на 917 леев. Это только на 5 капельниц. Больше и смысла нет. Потому что, как правило, в больнице по полису держат 7-8 дней. И только в сложных случаях.

О том, как там кормят, лучше не вспоминать. Особенно, если это диетический стол. Хорошо тем, кто желает похудеть. Благо в каждом отделении есть холодильник и можно покупать еду в магазине или обедать в кафе, и то и другое на первом этаже больницы имеется.

И ведь даже при этой нищете, некоторые пациенты, у которых нет полиса, платят деньги, чтобы пролечиться хотя бы в таких условиях. При мне женщину одну из района положили, ей за все приходится платить. Койко-место в сутки обходится в 144 лея. Только вот койка ей стразу не досталась, пришлось вначале на стульях спать. В эти 144 лея, наверное, и лекарства должны входить. А из них только физраствор и остался. Правда, системы для капельниц и шприцы вроде пациенты не покупают.

Кризис лекарств начался где-то в январе. По крайней мере, в этот период о нем активно заговорила пресса, хотя в некоторых больницах лекарства были на исходе еще в ноябре-декабре. Почему так произошло уже давно объяснили - евро, дескать, виноват. Но легче от этого не стало.

Министр здравоохранения Мирча Буга предложил пациентам больниц, которым пришлось покупать лекарства за свои деньги, представить чеки в больницы, а руководство медицинских учреждений должно якобы вернуть деньги. Но руководство это не очень устраивает, так как цены в аптеках в полтора-два раза выше тех, по которым закупают лекарства больницы по договорам с поставщиками.

Допустим, сохранился у меня чек. И что с того? Чисто теоретически я могу обратиться и сказать, мол, господа хорошие, у нас существует страховая медицина, которая гарантирует мне качественное лечение. Могу даже в суд обратиться и, возможно, выиграю дело. А где гарантия, что лечащий врач не получит по шапке за то, что выписал дорогие препараты? Он-то не виноват, что такая ситуация сложилась. Пару таких случаев, и врачи начнут выписывать самые дешевые препараты, которые вряд ли чем помогут. Кому нужно такое лечение? И вообще, быть скандальным пациентом в наше время не очень-то выгодно.

Когда же все-таки в больницах появятся лекарства?

В Агентстве по медикаментам, которое отвечает за организацию тендеров по закупке лекарств, заявили о готовности провести в срочном порядке дополнительные тендеры. При этом из-за длительности процедуры проведения тендеров больницы смогут заключить новые контракты не ранее августа. Приехали.

А как же мы до такого докатились? По сообщению NewsMaker глава Министерства здравоохранения Мирча Буга заявил на прошлой неделе, на слушаниях в парламенте, что кризис с лекарствами возник из-за некачественного менеджмента медучреждений, который не смог оценить риски. Также в кризисе, по его словам, виноваты недобросовестные поставщики и несовершенная система формирования цен на лекарства.

В парламентской комиссии между тем заявили, что проблем можно было бы избежать, если бы Минздрав лучше контролировал ситуацию на лекарственном рынке и пресекал "отдельные интересы" Агентства по лекарствам и НКМС, которые должны следить за ситуацией на складах компаний, выигравших тендеры на поставки лекарств в больницы. Фармакологические компании под предлогом отсутствия лекарств перестали их поставлять в больницы, но эти лекарства почему-то были в аптеках, которые покупают их у поставщиков по гораздо более высоким ценам.

По мнению премьера Кирилла Габурича, лекарства должны быть разделены на две категории - жизненно необходимые и прочие. Торговую наценку на первые, следует исключить. Только как определить, какой препарат жизненно необходим? Таких много, очень много. Диабетик не может прожить без инсулина, астматик без ингалятора, гипертоник без таблеток, понижающих артериальное давление. Кстати, астматики начинают паниковать - из аптек исчезают препараты, купирующие приступы астмы - это верная смерть.

Виновных в том, что случилось можно искать долго, можно даже найти, но наказания все равно не последует. Некоторые эксперты обвиняют Минздрав, который не разработал ясной политики фармацевтического рынка. И вообще, почему цены на лекарства в Молдове в 3-4 раза выше, чем в соседней Украине или Румынии. Или бюрократию развели, или кто-то неплохо на этом зарабатывает. Возможно и то и другое.

Не следует забывать, что больницы обычно сильно задерживают оплату за поставленные медикаменты - как правило, на три-четыре месяца. К примеру, РКБ должна поставщикам более 20 млн. леев за медикаменты, полученные год назад, при этом НКМС перечисляет больницам 60% средств на лекарства ежемесячно, а остальные 40% - по итогам триместра.

Но сейчас в любом случае объективного разговора с поставщиками не получится, независимо от того начнут больницы закупать лекарства в евро или цена останется в леях. Это уже детали. Больницы сейчас не могут подсчитать, сколько будут стоить лекарства, которыми они обычно запасаются на год. Бюджет НКМС на 2015 год, как и остальные бюджеты (государственный, соцстраха), до сих пор не утвержден.

Так что, пока суть да дело, в больницу лучше ложиться, если только сильно прижмет. И вы можете сколько угодно размахивать медицинским полисом, кстати, очень недешевым, лекарственные препараты или большую их часть, придется покупать за свои деньги.

Наталья Лужина

Статьи на эту тему