Валютное издевательство над здравым смыслом

Молдавский финансовый парадокс: Нацбанк искусственно девальвирует лей, тогда как коммерческие банки пытаются сохранить его на прежнем уровне

В прессе едва ли не ежедневно звучат сообщения об удешевлении национальной денежной единицы относительно основных мировых валют, как следствие - уже поползли вверх цены на топливо. Очевидно, то же произойдет и со стоимостью лекарств, продуктов питания, услуг. "Почему-то" в обменных кассах вновь, как и в начале года, нередко нет валюты. И все это на фоне отсутствия полноценного правительства. Мы живем в условиях непрекращающегося дежавю...

Ситуацию на валютном рынке комментирует для "НМ" политолог, экономист Виссарион ЧЕШУЕВ.

 

По состоянию на 1 апреля средняя зарплата по стране составляла 4397 леев, что равнялось примерно $236. Между тем, 1 января с.г. она составляла 4172 лея, и это было равно $315. Вывод: за три месяца зарплата граждан формально возросла на 225 леев, а фактически сократилась на $80 долларов. И эту разницу в $80 у людей отнял Национальный банк Молдовы.

- Уже давно очевидно, что политика Национального банка совершенно неадекватна ситуации на рынке. Это легко подтверждается и нынешними примерами. Так, 23 июня я прошелся по некоторым валютным кассам, посмотрел курсы, которые установили коммерческие банки. И выяснилось, что официальный курс, объявленный Нацбанком на данное число, составляет 19,3 лея за один доллар. Однако при этом абсолютно все коммерческие банки установили курс покупки от 18,2 до 18,7 лея за доллар. То есть, практически, на один лей меньше. Национальный банк для коммерческих банков и обменных касс не является ориентиром! Это полный абсурд.

По идее, коммерческий банк должен покупать валюту у Национального банка, и при продаже зарабатывать на определенной марже, разнице. По логике, у коммерческих банков курс должен быть выше, чем официальный. В действительности - наоборот. Все потому, что Национальный банк, который от имени государства и народа должен обеспечивать стабильность, следить за рынком, совершенно не учитывает тенденции рынка и проводит какую-то свою политику. Ту, которая выгодна импортерам медикаментов, нефтепродуктов, монополистам в области коммунальных услуг и валютным спекулянтам из числа государственных чиновников. Все для того, чтобы у этих импортеров были официальные аргументы в свою пользу, то есть, для сохранения прежних цен или для их дальнейшего повышения.

Парадокс еще и в том, что наблюдаемое ныне "официальное падение лея" сопровождается сообщением того же Национального банка о том, что в мае-июне предложение валюты на валютном рынке превышало спрос более чем на 30 процентов. То есть, рынок переполнен долларами и евро, и отнюдь не потому, что резко увеличилось поступление валюты, а просто люди начинают сбрасывать то, что купили в результате ажиотажного спроса в конце прошлого-начале нынешнего годов.

- Вместе с тем, во многих обменных пунктах евро не хватает. Иногда люди просто не могут получить переводы из-за границы.

- Они, банки, просто придерживают леи. Банкам не выгодно отдавать такое количество леев, за один евро - более 20 леев, по курсу Национального банка.

- Завышенный курс связан и с подорожанием бензина?

- Конечно же. Это взятки, коррупция, откровенное издевательство над здравым смыслом, народом и над финансовой стабильностью страны. Это откровенный плевок на закон, который обязывает Нацбанк обеспечивать финансовую стабильность, а он ее дестабилизирует. Это просто вредительство. По моему мнению, политика, которую вновь стал проводить Национальный банк в области обменного курса, является вредительством по отношению к финансовой стабильности, поскольку совершенно не соответствует реальной ситуации на рынке.

В Молдове товары покупаются за леи. Соответственно, граждане, в том числе под влиянием ажиотажного спроса, спровоцированного тем же Национальным банком, начинают продавать доллары и евро, ведь надо же на что-то жить. А у нас со средней зарплатой по республике творится что-то невообразимое. По состоянию на 1 апреля средняя зарплата по стране составляла 4397 леев, что равнялось примерно $236. Между тем, 1 января с.г. она составляла 4172 лея, и это было $315. Вот что делает Национальный банк! За три месяца зарплата людей в пересчете на доллары США существенно сократилась. Это официальные данные. Вывод: Национальный банк залез в карман людей, и отнял эту разницу в 80 долларов. И куда он эти деньги перераспределил? Негодяям, которые разворовывают банки и залезают в "карман" государства.

- Если так будет продолжаться, нас ждут очередное повышение цен не только на нефтепродукты...

- Повышать они могут. Только кто будет покупать? Цены на нефтепродукты настолько вздуты, что дальше некуда. Во всем мире в течение осени и весны цена на нефть падала. А наши топливные торговцы продолжали повышать. Опять же - прикрываясь политикой Национального банка по дестабилизации лея. Теперь цена на нефть на мировом рынке стала немого подниматься, но все равно взвинченная у нас ранее цена на внутреннем рынке с лихвой перекрывает это повышение. У наших барышников огромные запасы с прошлых закупок по более низкой стоимости. То есть, нет никаких причин для того, чтобы разрешить им очередное повышение цен.

- Но у нас есть Национальное агентство по регулированию в энергетике...

- Бизнесмены очень легко с этим Агентством договариваются. Хотя на самом деле НАРЭ должно стоять на страже наших интересов - потребителей и государства. НАРЭ либо безграмотно - не знает, как реагировать на псевдоаргументы монополистов, либо находится с ними в сговоре. Они полгода назад подняли цены на 15-20 процентов, хотя надо было снижать, под влиянием существенного - на 25 процентов - снижения, мировой цены на нефть.

- СМИ, комментируя недостаток евро и долларов в обменных кассах, ссылаются на то, что это якобы сезонное явление. Дескать, люди уезжают в отпуска и им нужна валюта, которой на всех не хватает.

- Банки и обменные кассы просто выжидают. Или у них просто нет валюты. Причины могут быть разные. Из-за неадекватной политики Национального банка ничего нельзя спрогнозировать. Люди не могут понять, покупать им валюту или продавать. Но продавать они вынуждены, поскольку надо на что-то жить. При этом, если банки у них покупают валюту, то по цене ниже, чем устанавливает Национальный банк. Это нонсенс - чтобы ставка НБМ была выше, чем сложилась на рынке! Получается, что коммерческие банки проводят обмен себе в убыток. Это полный бред.

- Сказывается ли на валютном рынке отставка правительства?

- Конечно, сказывается. Неопределенность способствует беспределу. И, в конце концов, к сожалению, наказанным окажется население.

- Сложившееся положение, очевидно, вызвано и действиями правящих партий - ЛДПМ и ДПМ,- которые весной выдвинули Габурича на должность премьера, а спустя немногим более 100 дней, его же, вместе со всем кабинетом "задвинули".

- Эти партии несут прямую ответственность за все. В том числе и за то, что держат на посту главы НБМ Дорина Дрэгуцану. Его уже давно надо было прогнать с этой должности. К нему не осталось никакого доверия. Он полностью себя дискредитировал своей нелогичной, неправильной политикой в предыдущие годы. В частности, в июне-июле 2014 года. Тогда валютный рынок тоже был переполнен евро и долларами.

- И в прошлом году тоже говорили, что это сезонное явление...

- Какое сезонное явление?! Это полный бред! Рынок был переполнен евро и долларами. И тогда Национальный банк такую же политику проводил: у него ставка рефинансирования была выше, чем та, которая складывалась при покупке на валютном рынке. Точно такая же ситуация, как и сейчас. Это не сезонная ситуация... Это наглое, циничное нарушение закона, который обязует Национальный банк обеспечивать финансовую стабильность. Это понимает каждый.

У нас много опытных, образованных, интеллектуальных людей, которые понимают, что происходит. Осознают "плюсы" и "минусы" каждого действия. А когда дилетанты выдвигаются на ответственные посты, страдают все. На посту главы Нацбанка должен быть человек, политически не ангажированный.

- Получается, партийные интересы у нас выше, чем финансовая безопасность страны?

- Тут речь даже не о партийных интересах. Есть личные, корыстные, низменные интересы главарей тех группировок, которые называют себя якобы "проевропейскими" партиями.

Подготовила Наталья Устюгова