Шубка крашеная…

Почему законодательный орган страны до сих пор не проводит пленарных заседаний — спросите об этом Виолетту Иванову, фаворитки многое знают…
Какими бы благовидными предлогами ни объяснялось оттягивание начала весенней парламентской сессии, главная — если не единственная — причина традиционна и банальна. Переформатирование парламента не завершено. Наряду с некоторыми другими креслами во власти недоперераспределенным остается центральное — председательское — место в парламентском президиуме.
 
Своя логика в этом такова. Коль скоро сформирована новая правящая коалиция, под ее формат, следовательно, должна быть проведена и соответствующая должностная рокировка. На кону — функции премьера, спикера, президента (благо полномочия Николая Тимофти истекают через месяц с небольшим), подлежащие распределению по законам коалиционного братства. 
 
Ничего нового в этом нет — так было при всех альянсах тире коалициях начиная с осени 2009 года. Разница лишь в том, что до сих пор точно было известно, из кого соответствующие правящие союзы состояли. С компонентами нынешней коалиции ясность не та, хотя депутатских голосов в ней не то 56, не то 57. Так сказать, формализованных формирований в коалиции всего два: Демократическая и Либеральная партии с 32 депутатскими мандатами в сумме. Остальные — сплошь перебежчики из других фракций, среди которых наиболее выпукло выглядит пресловутая «группа Ивановой», объединяющая 14 предателей. 
 
После того как Демпартия оставила за собой пост премь-ера, на прилавке распределяемых высших должностей остались кресла спикера и президента. Таким образом, в коалиции, исходя из численности поголовья «группы Ивановой & Co», право выбора среди оставшихся должностей принадлежит именно им. И лишь затем свою долю получат либералы Михая Гимпу (раскольникам либердемам, по-видимому, придется довольствоваться менее значимыми портфелями).
 
Перспектива отставки нынешнего спикера, члена Демпартии Андриана Канду, обсуждается в депутатских и околопарламентских «экспертных» кругах уже в течение нескольких недель. Тогда же как о главной фаворитке на спикерский пост стали говорить о предводительнице «этих 14-ти» Виолетте Ивановой. 
 
Однако — даже вопреки изданному председателем парламента распоряжению о созыве очередной, весенней сессии — законодательный орган страны все еще не проводит пленарные заседания. На первом из которых, по слухам, должна была состояться смена седалищ в центральном кресле президиума.
 
Ушлые наблюдатели объясняют такую задержку не столько ревностью к очередности получения упомянутых высших должностей со стороны Михая Гимпу (с его пусть и 13-мандатной, но зато не предательской фракцией), сколько капризами претендентши. 
 
Если верить злым языкам, Виолетта Иванова никак не решится на выбор «между красивыми и умными» — между постом спикера и статусом главы государства. 
 
Что ни говори, а стать первой в Молдове женщиной-президентом — то еще приключение с гарантированной записью в учебниках истории. Со всех сторон была бы хороша для Ивановой подобная перспектива, если бы не высокая вероятность склонения на разнообразные лады народом. (Народ — он такой, он по-своему объясняет, чем отработано получение должностей.) К тому же слишком близок пример «немой утки» и велик риск прямой ассоциации.
 
Председательское место в парламенте спокойнее — при практически аналогичном статусе, что и у главы государства. Но и тут не без проблем. На этот раз — внутренних, из лона, так сказать, самой «группы Ивановой». 
 
Отнюдь не торопится быть списанным со счетов в реализуемом сегодня должностном пасьянсе всё еще вице-спикер (выдвинутый от фракции ПКРМ, которую он благополучно предал) Владимир Витюк. Переместиться обратно в общий депутатский зал ему мешают те же психосоматические причины, по которым он и депутатский мандат свой не сдал, покинув фракцию коммунистов. Отсюда же и «сугубо фиолетовое» отношение к виолеттиным должностным притязаниям: «Уговору такого не было!» А два предателя в одном президиуме — совсем не по фэншую, это вам скажет любой либерал.
 
То есть ситуация — патологически патовая. Вполне привычная для случаев, когда где-то рядом шустрят демократы, прихватывающие в итоге абсолютно все бонусы. 
 
* * *
Собственно, с фаворитками это происходит не впервые. Сверкнула ненадолго на политическом небосклоне — и сгинула… Донашивать неновую шубку. Крашеную. (Ну почему же крашеную — это ее натуральный цвет!) 
 
Юрий Дзятковский
газета "Коммунист"