Сброшенный балласт

Правящая власть пытается пожертвовать пешками, дабы поднять свой рейтинг в глазах общественности
В начале недели офицеры Национального центра по борьбе с коррупцией устроили обыски в здании мэрии Кишинева. Все это происходило с шумом и гамом, словно на театральном представлении.
 
Результаты, что ни говори, оказались достаточно скромными. Задержанными на 72 часа оказались 12 человек; в их числе главный архитектор сектора Буюканы и начальник управления авторизаций и дисциплины в строительстве Василий Олару. Остальные — «директора двух кишиневских фирм, директор одной из строительных компаний, работник топливной компании и два физических лица». Имена которых пресс-служба НЦБК стыдливо умалчивает. С чего бы? Разве Родина не имеет права знать имен своих «героев»?
 
Глава пресс-службы НЦБК Анжела Старински сообщила, что в здании столичной мэрии прошло 18 обысков. Все они связаны с 35 уголовными делами. Речь идёт о следующих преступлениях: пассивная и активная коррупция. По этим делам подозреваемыми проходят не только работники мэрии, но и представители власти из органов местного самоуправления, сотрудники таможни и экономические агенты.
 
Простите, г-жа Старински, а где эти задержанные негодники — «представители власти из органов местного самоуправления, сотрудники таможни»? Нет, ежели сотрудники НЦБК не в курсе, я охотно подскажу. Когда в феврале 2014 года столичный градоначальник Дорин Киртоакэ украл «Термоком», участвовали в этом: Анжела Ефремова, представлявшая интересы муниципия в АО «Термоком», Диана Гурски — начальник управления по юридическим вопросам, Вероника Херца — начальник главного финансового управления, Нистор Грозаву — вице-примар муниципия, Евгения Чумак — начальник управления бухгалтерского учета и аудита. Венчал пирамиду тогдашний заместитель генерального секретаря государственной канцелярии Сергей Палихович. Если не обойдетесь без моих дальнейших подсказок, всегда к услугам вашим.
 
Кстати, а почему не пойман «рыбаками» из НЦБК «главный карась» — городской голова Дорин Киртоакэ? Этот наш великолепный ремонтер проезжей части дорог столицы, многолетний воздвижетель пешеходных улиц, зодчий легковоспламеняющихся мансард, архитектор невзрачных киосков, властелин дорожных колец?
 
Как объяснил «карась № 2», вице-примар Нистор Грозаву, «господин Киртоакэ был в командировке, и не знаю, удалось ли ему вернуться в Кишинев. Если у него получится, он придет на заседание и продолжит его». (Дело в том, что еженедельное заседание начальников городских служб прошло без генерального примара. Предупрежденный об облаве, Дорин Киртоакэ в очередной раз не явился на работу.)
 
К вице-примару возникает вполне естественный вопрос: г-н Грозаву, в какой такой командировке может быть генеральный примар столицы, присутствие которого в ейной обязательно? Нет, если он повез очередной горшок молдавской земли Клаусу Йоханнесу, то я умолкаю. А что ему могло помешать вернуться в Кишинев на обязательную планерку? Или у него свободное посещение примэрии? В конце концов, существует мобильная связь, можно и уточнить, где его носит. О чем он и должен был сообщить именно вам, г-н Грозаву, так что не следует «включать дурака».
 
И тут вы не на шутку перетрусили. Прекрасно понимая, что если власть «сдала» Филата, то простому муниципальному чиновнику и надеяться-то не на что. И начали, в свою очередь, «сдавать» подчиненных: «Не могу отрицать их возможную вину. У меня нет ни единого доказательства, которое бы позволили продемонстрировать это. Думаю, что следствие разберется. Последние следственные процессы по деятельности примэрии были достаточно профессиональными. Думаю, что свет на это дело будет пролит».
 
Может, и пролит. Кстати, следствие предполагает, что за определенную сумму денег чиновники в примэрии ускоряли процесс финального приема строительных объектов. А вот могли бы эти самые мелкие чиновники делать подобные гешефты без ведома своего непосредственного начальника, отвечающего за градостроительство и архитектуру Кишинева?
 
Словом, нынешнюю ситуацию в примэрии можно охарактеризовать шахматным термином «гамбит». Это общее название дебютов, в которых одна из сторон в интересах быстрейшего развития, захвата центра или просто для обострения игры жертвует материал (обычно пешку, но иногда и фигуру). Пешки пожертвованы, а фигуры… Думается, будет, как в анекдоте: Суд. Объявляется приговор проштрафившемуся чиновнику мэрии: «Ввиду того, что обвиняемый брал взятки в условных единицах, суд постановляет наказать условно».
 
Евгений Мариан
газета "Коммунист"