Праздник солидарности трудящихся

Если созидательный творческий труд — основа смысла жизни человеческой, то как же не отмечать День человека труда, создающего все материальные и духовные ценности?
Долог был путь человечества к этому благородному и чистому празднику. Веками власть имущие, используя силу и обман, держали трудового человека в цепях рабства и зависимости. 
 
Восстания потрясали империи и царства. Но лишь с возникновением  учения, провозгласившего научно обоснованный подход к освобождению трудящихся, появилась перспектива постепенного и трудного перехода от «царства капитала» к «царству подлинной свободы». 
 
1 мая стал всемирным праздником солидарности трудящихся после трагических событий, случившихся в цитадели капитализма — США в 1886 году. Предыстория бойни в Чикаго такова: рабочие этого крупнейшего промышленного центра развернули бескомпромиссную борьбу за 8-часовой рабочий день. Против них было брошено все — провокаторы, гангстеры, полиция и продажные газеты. Как установили почти сто лет спустя американские журналисты, взрыв бомбы на митинге и беспорядочная стрельба полиции, повлекшие давку и десятки убитых, были спровоцированы «по заказу» владельца завода механических жаток, чикагского миллионера Маккормика. Накануне он уволил своих рабочих, участвующих во всеобщей забастовке. На их место были наняты штрейкбрехеры. Между забастовщиками и полицией, заводившей «отступников» на завод, возникла яростная стычка. 
 
«Современная общественная система устроена так, что кучка богачей держит под контролем средства существования. Закон охраняет только наших закабалителей. Рабочие в слепой ярости атаковали завод Маккормика, и полиция хладнокровно стреляла в них — ну как же, надо ведь защитить собственность! Но почему вся собственность в этой стране принадлежит одному миллиону человек, а остальные 54 миллиона законом не защищены? Нам ничего не остается, как обхватить руками горло этого так называемого закона и душить его до тех пор, пока он не перестанет дергаться!» — цитировала газета «Чикаго таймс» выступление одного из участников митинга. 
 
На следующий день полиция разгромила рабочие клубы, арестовала и подвергла пыткам сотни «подозрительных», заставляя доносить друг на друга. В результате этой карательной операции под суд попали восемь граждан: Август Спис, Альберт Парсонс, Адольф Фишер, Джордж Энгел, Луис Лингг, Михаэль Шваб, Самуэль Филден и Оскар Неебе. Но из них никого, кроме Филдена, на митинге не было. Поэтому после того, как главный свидетель признался в оговоре, при повторном слушании, когда троим из них смертную казнь заменили каторгой, их обвинили не в организации взрыва, а в убийстве: присяжные посчитали, что «неизвестный террорист» действовал под впечатлением их речей.
 
11 ноября 1887 четверых из арестованных повесили, один (Лингг) покончил с собой в предыдущий день. На казнь их вывели в белых робах, они пели «Марсельезу», гимн международного рабочего движения. Членов семей приговоренных к казни, попытавшихся подойти посмотреть в последний раз на своих родственников, арестовала полиция. Перед казнью один из приговоренных к повешению, Август Спис, крикнул: «Придет время, когда наше молчание зазвучит громче, чем звучат наши голоса сейчас!». Так крупный капитал Америки более ста лет тому назад подавлял выступления трудящихся.
 
Но не только Маккормик стоял за спиной грязных провокаторов, набранных в притонах чикагской мафии. Так, спустя время газета «Чикаго таймс» опубликовала данные журналистского расследования коррумпированности чикагской полиции. Оказалось, что инспектор Бонфилд и следователь, руководивший поисками и арестами организаторов митинга, в свободное от работы время занимались рэкетом, собирали дань с преступников и проституток, а один из их подчиненных торговал краденым. Второе важное событие — в январе 1893 года губернатором был выбран Джон Альтгельд, юрист, человек либеральных взглядов. Изучив тома дела и протоколы суда, Альтгельд пришел к выводу, что была намеренно совершена чудовищная судебная ошибка. Понимая, что его решение снова расколет общество и станет концом его политической карьеры (так оно и получилось), губернатор все же помиловал троих заключенных. Сейчас это помилование называют самым отважным актом американской юстиции за все время существования США.
 
Позже День международной солидарности рабочих — 1 Мая — был установлен в Европе на Парижском конгрессе II Интернационала (в июле 1889 года). Примечательно, что в самой Америке еще до того усилиями Американской федерации труда отмечался (и отмечается до сих пор) День труда — первый понедельник сентября. Переносить его на весну по примеру Европы американцы не стали, хотя вплоть до начала Первой мировой войны 1 Мая отмечалось рабочими и в США.
 
Весна — время обновления, прихода тепла и обычных человеческих надежд на лучшее. Чтобы надежды не остались пустыми мечтаниями, а воплощались в реальные перемены, нужно идти к ним сообща. 
 
Солидарность — великое слово. Труд — основа всего сущего в человеческом мире. Первомай — наш праздник, праздник человека труда, отстоявшего и отстаивающего до сих пор свои права.
 

* * *

1 Мая официально отмечают 87 стран мира: Австрия, Албания, Аргентина, Армения, Аруба, Бангладеш, Беларусь, Бельгия, Болгария, Боливия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Гватемала, Германия, Греция, Гондурас, Гонконг, Доминиканская республика, Египет, Замбия, Зимбабве, Индия, Иордания, Ирак, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Камерун, Кения, Киргизия, Китай, КНДР, Колумбия, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Латвия, Ливан, Литва, Люксембург, Маврикий, Малайзия, Мальта, Марокко, Мексика, Молдова, Мьянма, Непал, Нигерия, Норвегия, Пакистан, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Республика Гаити, Республика Кипр, Республика Македония, Российская Федерация, Румыния, Сальвадор, Сербия, Сингапур, Сирия, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Турция, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Чили, Черногория, Чехия, Швеция, Шри-Ланка, Эквадор, Эстония, ЮАР, Южная Корея. В Великобритании 1 Мая официально не празднуется.
 
Первомаю — 130 лет! Профессиональные праздники есть у каждого ремесленнического — в самом благородном смысле этого слова — цеха, у каждой профессии. Но всех тех, кто трудом оправдывает собственное существование на земле, кто трудом своим красит не только собственную жизнь, но и жизнь общества, к которому себя относит, — всех людей труда объединяет именно этот всеобщий День солидарности трудящихся.
 
Михаил Лупашко
газета "Коммунист"