В четвертое воскресенье ноября работники сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности отметили профессиональный праздник. Каждый по-своему, но каждый с определенной долей грусти и безысходности. Особенно тяжело пришлось в этом году производителям яблок, уходила в буквальном смысле за копейки картошка, был дешевым лук. Каберне продавали по 2-2,6 лея.
Нынешние власти все время делают вид, что помогают сельхозпроизводителям в трудную минуту, датируют покупку техники и посадку многолетних насаждений. Собственно, доля правды в этом есть. Но почему-то субвенции получают только избранные, особо приближенные к властному трону. Проблемы всех остальных аграриев просто игнорируются.
К примеру, в районе Штефан Водэ экономические агенты аграрного сектора инвестировали 112 миллионов леев и подали документы на получение субвенций примерно на 22 миллиона леев. Но на 1 сентября они получили только 8,5 миллионов. При этом Влад Филат, по имеющейся информации, владеющий 30-ю тысячами гектарами земли, хотя они записаны на его родственников, еще тогда получил субвенции в размере около 70 миллионов леев без проволочек. Так что субвенции получают, но не все. Кстати, о Филате. Людская молва гласит, что и на севере республики Филат успел закупить земли и даже посадить интенсивные сады, за которые, естественно, тоже уже получил субвенции. Прямо молдавский Карабас Барабас: налево - поля Филата, направо - сады Филата, а народ наш - его батраки.
Трудятся на тех барских плантациях исключительно наемные рабочие из других, отдаленных сел. И трудятся под присмотром двухметровых охранников. И не дай Бог проезжающему гражданину остановиться рядом с этим садом... Люди говорят, что за такую оплошность можно и по шапке от широкоплечих сторожей-надзирателей получить. Так это или нет, проверить не рискнули. Хотя сам сад, со стороны, на самом деле хорош. И если и пойдет какой-то мизерный процент молдавских яблок в Европу, то это, поверьте, будут яблоки из сада Филата-Карабаса.
Уже через пару лет после реализации программы "Пэмынт", стало ясно, что навязанная Западом земельная реформа разрушила все, что десятилетиями создавалось в советские годы. Десятки тысяч гектаров пахотных земель просто не обрабатывались. Поэтому, придя к власти, ПКРМ приступила к реализации Программы консолидации сельскохозяйственных земель (в 2007 году площадь консолидированных участков земли увеличилась до 69%) . Крупным предприятиям выживать легче. Однако последние годы и большие аграрные фирмы едва держаться на плаву.
Добрая молва о колхозе "Победа" села Копчак Чадыр-Лунгского района разошлась далеко за пределы Гагаузии. Об этом сельскохозяйственном предприятии многие аграрии говорят с уважением. В Копчаке земли консолидировать не пришлось. Все жители села оставили свои квоты в колхозе, колхозники являются квотчиками и получают на свои квоты сельхозпродукцию. Все как положено, кроме раздела земли и сохранения коллективной формы обработки земли - колхоза.
Каким бы ни был год, засушливым или с частыми ливнями, ураганами и градом, колхоз получал хоть какую-то прибыль, которая вкладывалась в развитие. Но последние годы не удается значительно повысить колхозникам зарплату. А в этом году председатель колхоза Николай Драган впервые обратился за помощью. Государство не дает колхозу ни дотаций, ни субсидий, в общем, не оказывает никакой помощи, хотя хозяйство каждый год платит налоги до 8 миллионов леев. Платит честно. Почему же правительство поступает не честно. Колхозники догадываются, что их игнорируют нынешние власти из-за симпатий к левым силам, в частности к ПКРМ, да и само слово колхоз раздражает либералов и демократов.
В общей сложности, колхозу "Победа", по закону, должны вернуть субвенции за три года на приобретение техники - это около 2,5 миллионов леев, только за этот год 750 тысяч леев. Кроме того, существуют дотации на закупку племенного скота, на посадку виноградников и т.д.
В мае этого года, когда зерновые уже колосились, пошел сильный град. Полторы тысячи гектаров пшеницы - сравнялись с землей. Потом приехала комиссия, в состав которой входили компетентные специалисты из структур разных уровней и определили, что приблизительный ущерб нанесенный стихией составляет около 5 миллионов леев. После уборки эта цифра подтвердилась. А ущерб, принесенный стихией, государство, по закону, частично должно компенсировать. Пять миллионов - это большие деньги даже для такого стабильного предприятия. Однако поддержать колхоз готовы только на уровне Национального Собрания Гагауз Ери.
При правлении ПКРМ субсидии выдавались всем, независимо от партийных симпатий. Сейчас же среди аграриев у Правительства образовались любимые сынки и неугодные пасынки и, скорее всего, так будет продолжаться и дальше. Любимым сыночкам и субсидии, и гранты, и награды государственные. Ну а пасынки, даже если они более трудолюбивые, пусть сами выкручиваются.
Продуманные национальные программы в сельском хозяйстве начали внедряться на территории нашей республике с приходом к власти Партии Коммунистов. Особое внимание уделялось многолетним насаждениям - садам и виноградникам. В это направление вкладывались серьезные субвенции. На каждый гектар насаждений выделялось 25 тысяч леев, потом эта сумма увеличилась. В те годы проводился целый комплекс подобных мероприятий. К примеру, до начала плодоношения, фермеры освобождались от налогов.
Субвенции предоставлялись и на установку оросительных систем. В первую очередь это касалось развития овощеводства, но оросительные системы устанавливаются ныне в садах и виноградниках. В засушливом 2007 году, в мае, когда температуры побили все рекорды, правительство коммунистов оперативно приняло решение об увеличении размера субвенций для агросектора с 285 млн. лей до 460 и до 658 млн. лей к ноябрю того года, что позволило не допустить общего провала экономики. В 2008 году сумма субвенций достигла 820 миллионов леев. Когда Альянс пришел к власти, эта сумма сразу сократилась в три раза. В 2010 году на эти цели в бюджете запланировано всего 250 млн. леев. По настоянию депутатов от ПКРМ, добавили еще 150 миллионов. В 2011 году тоже было запланировано лишь 400 миллионов. В этом году - 500 миллионов. При этом значительно возросли цены на семена, средства защиты, горючее и т.д.
Раньше регламент о субвенциях утверждался в Парламенте, ныне это прерогатива правительства. Оно самостоятельно рассматривает кому, за что и сколько выделить помощи. Именно поэтому помощь выделяется лишь особо приближенным. В этом году должны были внести в регламент и вопрос о возмещении части затрат на орошение. Это вообще очень важный вопрос, потому что последние несколько лет мы наблюдаем просто аномальную жару. Орошение - это достаточно дорогое удовольствие. Когда коммунисты были у власти, компенсировалось до 80 процентов стоимости оросительной техники. Плюс, в таком же размере возмещались затраты на энергоресурсы - электроэнергию и горючее, необходимые для подачи воды.
Пять лет правители, которые, увы, остаются у власти, и не скрывают, что в будущем сумма субвенций будет сокращаться. Это требование выдвигается и со стороны Евросоюза. То есть, суммы должны сокращаться и через несколько лет, аграрный сектор должен самостоятельно решать все свои проблемы. При этом Европа свой аграрный сектор хорошо подкармливает, а от нас требуют, чтобы мы этого не делали.
Запрет с 1 сентября 2014 года на реализацию молдавской продукции в России, подписание в тайне от народа Соглашения об Ассоциации с ЕС и договора о беспошлинной торговли с Турцией, создали реальную угрозу полной деградации сельского хозяйства страны. Пусть нам кричат о том, что наша продукция будет реализоваться в Европе, большинство людей уже понимают, что все это блеф.
Наши виноградники уже сейчас являются серьезным конкурентом для Европы, в которой реализуется программа по сокращению площадей виноградных плантаций. В этом году должны были сократить эти площади на 500 тысяч гектаров. А если нам дадут такие рекомендации? Молдова начнет не сажать, а выкорчевывать виноградники?
В Европе наблюдается перепроизводство винограда и вина. Цены на эту продукцию падают, они даже ниже, чем внутренние цены в Молдове. В Европе бутылку хорошего вина можно купить за 2 евро, а в Молдове марочные вина стоят от 80-100 и более леев. И это довольно разумная цена.
Нынешний год показал, что при потере российского рынка у молдавских производителей яблок - нет будущего. В этом году Польша - лидер по производству этих фруктов, не смогла переработать и реализовать более миллиона тонн яблок, которые ранее вывозились на российский рынок.
Политика, которую проводит государство, включая внешнюю и внешне-экономическую часть этой политики, привела к такому коллапсу, который мы имеем на сегодняшний день. Традиционные рынки для нас закрылись и на них устроены дополнительные технические барьеры. А в то, что это были основные рынки, подтверждают цифры. Возьмем 2013 год: общий объем экспорта фруктов и столового винограда составил 306 тысяч тонн, из которых 268 тысяч - это фрукты. Яблоки 195 тысяч тонн. В Россию из общего объема было экспортировано 181 тыс. тонн, что составляет 93 процента. Столового винограда из 37, 5 тысяч тонн на восток было экспортировано 28 тысяч тонн или 75 процентов. Вместе с тем в ЕС яблок было экспортировано 3,3 тыс. тонн, из которых 3,2 тысячи - в Румынию. Остальная Европа закупила только 100 тонн. Столового винограда ЕС закупил 1,8 тыс. тонн.
Наталья Устюгова