У каждого из районов республики есть частные и общие задачи, на решение которых нужны средства. Денег, естественно, на все не хватает. Поэтому руководителям районного уровня порой бывает сложно определить, что на данный момент более важно. Председатель района Фалешть Валерий Федорович МУДУК во главу угла выдвинул решение социальных вопросов. В этом направлении район добился показательных результатов. Впрочем, не только в этом...
Конечно, ни Валерий Федорович, ни советники не смогут побороть бедность в отдельно взятом районе. Социальная сфера - одна из самых сложных и требующая больших денежных вливаний. Особенно в нашей стране, где чуть ли ни каждая вторая семья является социально уязвимой. Но при правильно организованной работе помочь можно многим.
Начальник отдела социального обеспечения Эмилия Антоновна Чобану пояснила, что с 2007 года в районе проводится реформа по реорганизации специализированных детских учреждений. В Фалештах было 3 школы-интерната, в том числе и специализированный. Сейчас их нет. Их не закрыли, просто они больше не нужны. Большинство детей удалось вернуть в родные семьи. Если родители по каким-либо причинам не могут содержать своих детей, их размещают в домах семейного типа и патронатных профессиональных семьях. Благодаря профилактическим мерам, с 2007 года в Фалештском районе ни один ребенок не был определен в интернат. Только с 2011 по 2013 год удалось предотвратить размещение в интернатах 470 детей из 250 семей.
- Когда ребенок растет в семье, он получает полноценное воспитание, - говорит Валерий Мудук. - Легче проходит его социальная адаптация в общество. У нас действуют 7 многофункциональных социальных центров, которые предоставляют услуги как детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей или имеющим отклонения в развитии, так и одиноким пенсионерам. В управлении социального обеспечения по району работают около 300 специалистов и у нас действует очень много программ социальной поддержки.
Среди таких программ - телефон доверия для детей, хотя звонят и взрослые. Кроме того, многим семьям оказывается социальная поддержка, включающая как материальную, так и психологическую помощь. Каждый случай рассматривается комиссией по службе поддержке семьи, в которую входят представители разных структур. В нынешнем году для этих целей районным советом было выделено 224 тысячи леев. Помощь получили 57 семей, в которых воспитывается 150 детей. На каждого ребенка управление социального обеспечения вправе потратить до 3 тысяч леев. Если в семье трое детей, то сумма внушительная. Для некоторых семей в селах были даже приобретены дома.
Недавно райсовет ввел новый вид услуг, согласно которым персональный ассистент ухаживает за престарелым человеком или ребенком с ограниченными возможностями. Работа некоторых таких ассистентов оплачивается из районного бюджета. Но, увы, районный бюджет не резиновый, а людей, нуждающихся в заботе, становится все больше. В управлении накопилось уже более 200 таких заявлений. По большому счету, работа таких людей должна оплачиваться из национального бюджета. Так было бы правильно. Если мать ухаживает за своим больным ребенком, она нигде не может устроиться на работу, а когда она выйдет на пенсию, ей нечего будет получать.
Реформа образования была задумана для того, что если в каком-то населенном пункте закрывается школа, то в другом она становится лучше. Причем по всем параметрам, начиная с преподавательского состава и заканчивая методическими пособиями.
- С самого начала было обещано, что реформу образования начнут с создания инфраструктуры, - говорит Валерий Федорович. - В частности, с обеспечения безопасности движения школьников, то есть со строительства хороших дорог. Это условие было выполнено только частично. Хотя нам удалось отремонтировать несколько участков дорог, проблема существует. Кроме того, не разработан механизм обеспечения транспорта: как он должен обслуживаться, проходить тестирование, где ремонтироваться, на каких условиях должны работать водители и т.д. Это вопросы, которые никто не рассматривал и они находятся в подвешенном состоянии.
- Мы все вместе создаем бюджет, - продолжает председатель района, - однако распределяют его несправедливо. Если в населенном пункте мало детей, то при любом раскладе, школы там не будет. А если не будет ни административного пункта, ни медицинского учреждения, ни школы - населенный пункт зачахнет. Люди уезжают, село исчезает... Пока нам удается сохранить школы даже в небольших селах и мы будем стараться сохранять их и дальше.
Традиционно в республике люди жили не в районных центрах, а в селах. В Фалештском районе райцентр расположен так, что расстояние до каждого села составляет около 30 километров.
- Большие села, такие как Таксобень, Кэленешть, Глинжень, Пырлица, Реуцел еще как-то выживают, - уточняет Валерий Федорович. - Живя в таких селах люди как-то могут решать свои жизненные вопросы. Со своей стороны мы стараемся развивать социальную и культурную сферу во всех населеных пунктах . То есть, в селе должны функционировать Дом культуры, библиотека, оснащенная компьютерами, тогда людям будет жить гораздо комфортнее. Но в первую очередь селянам нужна работа. Сейчас стараниями последних реформ мы создаем условия для выезда наших граждан на поиски работы за границу. С одной стороны, это неплохо, у граждан должно быть право выбора. А чтобы этот выбор действительно был, нам надо стремиться к тому, чтобы создавать рабочие места дома. Создавать условия, привлекательные для инвестиций. Не разбрасываться нашим интеллектуальным капиталом, а найти ему применение в Молдове.
Кстати, о культуре. Фалештский район может похвастать многочисленными народными коллективами, создано 5 оркестров, 4 танцевальных коллектива. В прошлом году были созданы профессиональный оркестр народной музыки, который финансируется из районного бюджета и вокально-инструментальный ансамбль. В этом году закуплены народные костюмы. По словам заведующего отделом культуры и туризма Григория Буду районный совет на культуру не скупится. В этом году было выделено около 10 миллионов леев. Хотя, если разобраться, этих денег на все не хватит. Достаточно сказать, что в районе 64 клуба и Дома культуры. Крыши там не текут, но многие нуждаются в капитальном ремонте или полной реконструкции. Несколько лет назад такие объекты помогал восстанавливать Фонд социальных инвестиций.
По мнению Валерия Федоровича, в любом вопросе не надо искать какие-то мудреные решения, а исходить из того, что у нас есть. Раньше мы говорили, что наша страна индустриально-аграрная, каким был и Фалешсткий район, где работало более 10 мощных промышленных объектов. Сейчас Молдова - аграрная страна. И в этой отрасли еще сохранился потенциал, который надо развивать.
- Просто производить уже нет смысла, - считает Валерий Мудук, - надо научиться продавать. Мы скептически смотрели на тех, кто умеет продавать, теперь на них надо посмотреть другим взглядом. Потому что деньги идут от реализации готовой продукции. Мы заинтересованы, чтобы делать лучше. Пока же мы делаем то, на что способны. Сейчас мы должны уметь продавать то, что есть на данный момент и на тех рынках, где закрепились и, естественно, стремиться к лучшему, более высокому качеству. Развивать перспективные программы. Сейчас же реальные государственные программы в области развития экономики, сельского хозяйства, инфраструктуры, индустриальной базы страны - отсутствуют.
Мы забыли о государственном плане развития. Мы однажды решили, что это плохо и дальше мы не будем это делать, потому что у нас рыночная экономика и производство регулируется рынком. Та же Европа от планирования не отказалась. Однако если рыночная экономика является главным арбитром, то тогда где роль государства? Эта роль не прослеживается ни в борьбе с монополией, ни в урегулировании баланса импорта-экспорта, никак не влияет на ценообразование и не защищает товаропроизводителей и потребителей. Однако эту роль у государства никто не отнимал. Никто не освобождал от прямых обязанностей. Должны быть долгосрочные программы, годовые планы, мы должны знать, куда мы движемся, что у нас происходит на данный момент. Для этого у нас есть Правительство и Парламент, которые должны работать согласовано.
В Молдове забываются такие отрасли как животноводство, опять начинает терять популярность виноградарство, почти не выращивают масленичные культуры для фармацевтических и парфюмерных предприятий др. Зато наш рынок завален импортной продукцией, которая попадает к нам контрабандным путем, причем продукция эта - не самого высшего качества. Но мы годами кормим этими продуктами детей.
- Наш районный совет не пошел на то, чтобы закрыть районную больницу, потому что мы не верим, что можем решить экстренную проблему в городе Бельцы, - говорит Валерий Федорович. - Запланированные операции - возможны. Но при необходимости проведения срочного оперативного вмешательства мы просто не сможем довезти пациента до более крупного медицинского центра. Да и хронические больные, которым нужны частые консультации, должны лечиться на месте. Они не будут каждый раз ездить в Бельцы за 40-60 километров.
Такое поведение районных властей, имеется в виду оптимизация школ и медицинских учреждений, расценивается как сопротивление реформам республиканского уровня. На самом деле, это просто реальная оценка ситуации на месте. Это элементарная забота о людях. Предлагаемые реформы, не созданы для человека. Предлагаемые модели чужды нашему нынешнему жизненному устрою.
Можно создавать региональные современные медицинские центры, но при этом не следует отказываться от медицинских учреждений районного уровня и сельских Центров семейных врачей.
Как уже показала практика, укрупнение административных центров и всех государственных структур, в условиях нашей республики ни к чему хорошему не приводят. Мы помним, как во времена уездов районные центры, Фалешты не исключение, были опустевшими. В селах вообще остановилось какое-либо развитие. Об этом знают все. Возьмем глубже. Коллективное мышление еще никто не отменял. В каждом регионе, в каждом районе свой национальный состав, свой образ жизни, свое видение проблем. При укрупнении все это размывается, и проблема поднимается с социального уже на политический уровень.
Роль сельской, городской или районной администрации состоит в том, чтобы создавать условия для нормальной жизни людей. Убирая администрацию, мы лишаем человека целого ряда услуг. Система должна работать не против человека, а ради его блага. Иногда создатели реформ говорят, что это нужно стране. А разве может быть страна без человека?
- На местных выборах мы говорили, что дадим городу Фалешты европейское будущее. В данном случае мы подразумеваем, что "европейское" для нас - это создание условий жизни, которые мы видим за рубежом, - уточняет Валерий Федорович. - Делать это надо на основе наших традиций, обычаев, с учетом менталитета наших людей.
Наталья Устюгова