Кто вернёт миллиард?

Тема возврата украденного из молдавских банков миллиарда долларов постепенно скрывается с горизонта, подобно уходящему кораблю
Такова уж местная «кумэтро-политическая» стратегия — пустить дело на самотёк, когда никто ни за что не отвечает, демос покричит, повозмущается некоторое время, а потом всё заглохнет само по себе. Именно такая тактика привела к полному успеху в деле о «царской охоте» в «Пэдуря Домняскэ». 
 
Здесь мы не будем обсуждать, каким образом была украдена эта внушительная сумма, но вот куда делись те, кто обязан или выражал желание возвратить ее? 
 

…И другие официальные лица

Все началось с эмиссии в размере 21 миллиарда леев, которой Национальный банк попытался заштопать дыру в банковской системе, а потом раздал эти деньги по «подсуетившимся» банкам. Значит, для начала спрос следует учинить с тогдашнего президента Нацбанка — Дорина Дрэгуцану. Увы, не выйдет. И Дорин, и его первый заместитель Марин Молошаг вышли в почетную отставку. Вместо того чтобы сидеть в кабинете у следователя и давать показания. И спросить с них за украденный миллиард вряд ли представится возможным.
 
Хотя… Как говаривал Коровьев, «ежели он преступник, тогда первым делом следует кричать “караул!”». И послать вдогонку отставникам Генеральную прокуратуру, шеф которой сам свидетельствовал о том, что в отдельных филиалах банков «деньги выносили мешками». 
 
Но и здесь незадача. Генеральный прокурор Корнелий Гурин тоже подал в отставку. В этих отставках — общий, наводящий на определенные мысли знаменатель. Отставка бывшего президента НБМ Дорина Дрэгуцану была принята без объяснений по поводу украденного миллиарда, так же как не дал объяснений по этому поводу и генеральный прокурор. И никого это не взволновало — ни спикера парламента Андриана Канду, ни парламентское большинство, ни руководство Национального центра по борьбе с коррупцией.
 
Между тем Филат остается под арестом, хотя и грозится «заложить всех», Илан Шор, главный подозреваемый в «ограблении века», невозбранно управляет Оргеевом, а второй отчет компании Kroll задерживается на неопределенный срок (минимум на семь недель). 
 
У Национального банка новый президент — Сергей Чокля, но вряд ли ему по силам тягаться с молдавским коррупционным бульдозером. Самое разумное, как, вероятно, он уже для себя решил, — не становиться на его пути. 
 

Из «возвращенцев» в невозвращенцы

Ба, а где же наши радетели за народное благо, вожаки народных масс, неоднократно обещавшие вернуть украденное в мозолистые руки?
 
Вот лидер тогда еще платформы, а не партии «Достоинство и правда» (DA) Андрей Нэстасе начинал протестное движение, в том числе и под лозунгом возвращения украденного миллиарда.
 
«Правящая коалиция не уступит власть, они сядут в тюрьму. Они должны начать с возвращения миллиардов, потому что ситуация в Республике Молдова — катастрофическая. Миллиард был взят из национальных резервов. Мы пытаемся заставить вернуть миллиард», — разорялся он на митинге 6 сентября 2015 года. 
 
Теперь у г-на Нэстасе иные заботы, и нет времени заниматься такими пустяками, как возвращение миллиарда. Ибо он намерен баллотироваться в президенты страны. «Как бы то ни было, мы и далее ратуем за сплочение усилий всех демократических, проевропейских сил Республики Молдова для составления списка достойных кандидатов в депутаты и состава исполнительного форума, а в свете последних событий — и за определение подходящей кандидатуры на должность президента», — сказал он. Как видим, ни слова об украденном миллиарде или каких иных деньгах здесь нет. Но не стоит огорчаться — разве Карлсон не лучше собаки и разве президент Нэстасе не лучше какого-то жалкого миллиарда?
 
Лидер ПСРМ Игорь Додон тоже божился вернуть украденное, как всегда, пафосно и грозно: «Хочу сказать этим ворам только одно: вы украли миллиарды, мы их вернем».
 
Теперь Игорь Николаевич хочет сказать этим ворам только другое: пособите мне стать президентом, а тему возвращения проедем на президентском лимузине. Многоточие…
 
Что касается Ренато Усатого, тот даже опубликовал список «расхитителей социалистической собственности», а властям пригрозил: «Если Генпрокуратура, Антикоррупционный центр, МВД не найдут времени заняться арестами, что же — тогда найдем место для палаток и перед Генпрокуратурой, и перед всеми остальными».
 
Но оказалось, что куда веселее шляться по Кишиневу с кучкой своих сторонников, чем добиваться привлечения к ответственности им же указанных лиц. Тут даже управление Бельцами отходит на второй план. Словом, тема миллиарда невидимым ластиком оказалась стертой из памяти Усатого и из лозунгов его партии.
 
Кое-кто тоже пытался сделать из украденного миллиарда собственное паблисити, но быстро «спекся». Например, Ион Стурза, недавно претендовавший на премьерское кресло, лихо заявил: «Я как гражданин буду зубами вырывать эти деньги для последующего возвращения стране». Вай, как сказал! Не то что Додон и Усатый, тут сам Маяковский должен усохнуть от зависти. Но с премьерством Стурза «обломался», а разве стоит портить зубы просто так? Стоматолог нынче дорог.
 
О Юрие Лянкэ, нынешнем председателе Европейской народной партии, прямо-таки требовавшем, чтобы его допросили по делу об украденном миллиарде, и вовсе говорить смешно. Потому как, будучи главой кабинета министров, именно он способствовал выводу денег из молдавских банков. Его ближайший соратник Евгений Карпов сделал нам смешно, заявив, что Лянкэ просто подписал бумаги, а миллиард украл не он. Ну да, «просто премьер» просто подписал бумаги, забыв, что незнание Уголовного кодекса не освобождает от ответственности.
 

Евроклизма для Филипа

Нынешний премьер Молдовы Павел Филип после своего визита в Брюссель, подводя его итоги, пытался сделать хорошую мину при плохой игре и доказать нам, что «все хорошо, прекрасная маркиза».
 
На самом деле небо над головой Филипа в бельгийской столице вовсе не было безоблачным. Скорее, наоборот, ему пришлось отвечать на жесткие и неудобные вопросы.
 
Причем самым большим разочарованием ЕС в отношении Молдовы стало именно банковское мошенничество. Еврочиновники четко дали понять, что финансовая помощь Кишиневу может быть возобновлена только после того, как молдавские власти представят конкретные и ощутимые результаты реформ.
 
Павел Филип отвечал уклончиво: что проблема Молдовы «не в личностях, а в системе», что расследование «кражи века» будет продолжено и вскоре появится вторая часть отчета компании Kroll, что решением по деолигархизации молдавской политики станет закон о финансировании политических партий из госбюджета. 
 

Так кто же?

Никто из громче всех кричащих политических лидеров Республики Молдова всерьез не хочет узнать правду об украденном миллиарде. Почему? Потому что политическая нестабильность, которую переживает Молдова, возникла по вине тех, кто потакал или непосредственно участвовал в краже этого миллиарда.
 
Ну а кто будет возвращать украденный миллиард, было ясно с самого начала. Выплачивать его будут налогополательщики — об этом сообщил в прошлом году тогдашний министр финансов Анатолий Арапу. Поскольку государственные гарантии в размере 14 миллиардов леев, предоставленные Нацбанком Banca de Economii, Banca Socială и Unibank, преобразовались в государственный долг. И похоже, нынешний министр финансов Октавиан Армашу ничего менять не собирается.
 
Евгений Мариан
газета "Коммунист"