Как молдавские врачи спасали знаменитого земляка

Знай наших

Особый случай

У

ченые Молдовы, многочисленные коллеги и просто добрые
знакомые в начале будущего года отметят 80-летие Исаака
Борисовича Берсукера - нашего замечательного земляка,
одного из крупнейших специалистов в области квантовой
химии, действительного члена АН РМ, лауреата
Государственной премии МССР.

И.Б.Берсукер

Весомый вклад выдающегося ученого в развитие отечественной
и мировой науки ныне общепризнан (достаточно напомнить хотя
бы о сделанном им открытии явления туннельных расщеплений
уровней энергии многоатомных систем в состоянии
электронного вырождения и о вкладе в теорию эффекта
Яна-Теллера, отраженном в его крупной монографии, недавно
опубликованной в Кембридже). В последние годы Исаак
Борисович работает в США, занимаясь научной и
преподавательской деятельностью в Институте теоретической
химии Техасского университета в г.Остин.

Как нам удалось узнать у самого "без пяти минут" юбиляра, сейчас он вместе с группой сотрудников занимается исследованиями по индуцированным "эффектом Яна-Теллера" специфическим свойствам молекулярных систем и кристаллов; готовится в августе выступить сразу с двумя докладами на ежегодном Национальном съезде Американского химического общества в Бостоне; завершает работу над вторым изданием книги "Электронное строение и свойства соединений переходных металлов" (первое было опубликовано в Нью-Йорке в 1996 году); продолжает совместные работы с лабораторией квантовой химии в Академии наук Молдовы:

Как видим, и ныне, несмотря на свой почтенный возраст,
Исаак Борисович трудится в полную силу. А между тем еще
недавно (о чем теперь, задним числом, уже можно поведать
читателям) не только дальнейшая карьера Берсукера, но и
сама его жизнь оказались под вопросом.

Должно быть, по иронии судьбы случилось это ЧП не "за тридевять земель", а в родном для Исаака Борисовича Кишиневе, где будущий ученый в 1928-м появился на свет Божий, затем окончил школу и физмат столичного госуниверситета, а с конца 50-х годов плодотворно работал в Институте химии АН МССР (добившись впечатляющих научных достижений, о которых мы уже упоминали).

Нашему земляку, прошлым летом в очередной раз навестившему родные пенаты по служебным и научным делам, а также чтобы увидеться с друзьями и коллегами и продолжить совместные работы, было уготовано нелегкое испытание. Однако не зря говорят, что дома и стены помогают. Тем более когда по обе их стороны оказываются добрые, отзывчивые люди, не только всегда готовые прийти на помощь ближнему, но и умеющие ее оказать должным образом.

Академик со своим верным другом - профессором В.Ковалевым

Печальную историю со счастливым концом нам помогли восстановить ее свидетели и непосредственные участники.

Прилетев в столицу Молдовы, И.Б.Берсукер, как и обычно, остановился у своего давнего друга - доктора хабилитат химических наук профессора Виктора Ковалева. И глава семейства, и его жена Майя, и дочь Ольга окружили гостя вниманием и заботой. Но Исаак Борисович вскоре и неожиданно почувствовал себя, мягко говоря, неважно. Затем ему стало плохо, у него резко обострилась боль в животе, причем в тот момент ни он сам, ни хозяева и предположить не могли, что явилось причиной столь внезапно возникшего приступа.

Усугубляло ситуацию и время происшедшего - воскресный вечер: в расположенной по соседству поликлинике, естественно, никого, за исключением дежурного, а тут требовались срочная консультация и помощь высококвалифицированного специалиста.

Пришлось спешно звонить в "скорую" (которая, кстати, прибыла очень быстро и через полчаса доставила И.Б.Берсукера в больницу, где ему сделали необходимые анализы и исследования). Тем не менее, учитывая состояние гостя, его почтенный возраст, а также статус, - решено было побеспокоить руководство Минздрава и Академии наук республики (что, как впоследствии выяснилось, оказалось отнюдь не излишним, а более чем оправданным действием). Благодаря незамедлительной реакции президента АН РМ Георге Дуки и ученого секретаря Отделения медицинских наук АН академика Георге Цыбырнэ, министром здравоохранения академиком Ионом Абабием на ноги была поднята группа многоопытных врачей, которые срочно собрались на консилиум, чтобы поставить диагноз и определить тактику лечения. В этом медицинском "саммите" принимали участие бывший министр здравоохранения, заведующий кафедрой хирургии №1 им. Н.Анестиади медуниверситета им. Н.Тестемицяну академик АН РМ доктор хабилитат медицины профессор Георге Гидирим, доктор хабилитат профессор Николай Гладун, доцент Георге Рожновяну, заведующий анестезиологическим отделением Сергей Кобылецкий и молодой ученый Сергей Бырлиба.

Рассказывает Г.Гидирим:

- После проведенных обследований пациента, в том числе рентгено- и эндоскопического исследований, стало ясно, что мы имеем дело с редким случаем т.н. "синдрома Бёрхаве" - спонтанным разрывом пищевода в его нижней, наддиафрагменной части. Через образовавшуюся таким образом 5-6-сантиметровую брешь содержимое пищевода выливалось в плевральную полость, что (как и неспециалисту, думаю, понятно) могло привести не только к интоксикации организма и нарушению деятельности жизненно важных органов, но и к куда более печальным последствием, о которых не хочется упоминать всуе.

Именитый пациент со своими спасителями --
Г.Рожновяну, Г.Гидиримом и Б.Пыргару.

Хорошо еще, что профессор Ковалев срочно проинформировал всех, кого следовало, о случившемся у Берсукера приступе: в данном случае промедление воистину смерти подобно.

Исаак Берсукер:

- Когда я уже шел на поправку, мне стало известно от непосредственно занимавшегося моим излечением Георгия Рожновяну, что даже вовремя и точно поставленный диагноз в таких редких случаях, как мой (что само по себе свидетельствует о высокой квалификации врачей), - отнюдь не гарант, а лишь одно из обязательных условий возможного спасения пациента. В неменьшей степени оно зависит от того, сколь успешно будет проведена сложная, требующая высокого мастерства, операция, а также от хода дальнейшего лечения в послеоперационный период.

Г.Гидирим:

- Операция, которую под моим руководством проводили Н.Гладун и Г.Рожновяну, была и технически, и психологически очень сложной, но, к счастью, нам и нашим помощникам, четко взаимодействовавшим, не допустившим досадных сбоев, удалось-таки справиться с нелегкой задачей.

Тут же следует отметить, что с момента поступления И.Берсукера в больницу к пациенту со столь тяжелым недугом проявлялось повышенное внимание. Было организовано круглосуточное дежурство врачей и медсестер и обеспечение всеми необходимыми лекарствами, в частности TieNam'ом и другими столь же редкими и дорогостоящими.

Помимо уже упоминавшихся здесь лиц, за состоянием больного следили и его постепенному восстановлению деятельно способствовали заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии медуниверситета профессор Борис Пыргару, главврач больницы профессор Георге Чобану, его зам по лечебной части доктор наук Ион Онуфрей и др.

Понятное дело, в подобных ситуациях многое зависит и от самого пациента - как от состояния его организма, так и от душевных и волевых усилий этой личности. По словам Г.Гидирима, Исаак Борисович в этом отношении оказался выше всяких похвал. Он не только согласился на опасную - с отнюдь не предсказуемым результатом - операцию, но и затем неукоснительно выполнял все назначения врачей, тем самым активно участвуя в борьбе за восстановление своего здоровья и сохранение собственной жизни. При этом стоически перенося болезнетворные и малоприятные процедуры, многочисленные повторные пункции плевральной полости, бронхо- и эзофагоскопию: От него, человека высокоинтеллигентного, не доводилось слышать сетований в адрес медиков. Наоборот, он не упускал случая выказать каждому признательность за проявляемое внимание, в первую очередь Георгию Рожновяну, которому, как отметил Исаак Борисович и в диалоге с автором этих строк, в большой мере обязан своим выздоровлением.

Разумеется, не преминул академик воздать по заслугам и другим медикам и обслуживающему персоналу больницы, а также (и особенно) своим собратьям по "научному цеху". Самой искренней благодарности удостоился Виктор Ковалев, вместе с медперсоналом и сыном академика Геннадий дежуривший у постели прооперированного друга, затем регулярно - чуть ли не каждый день - навещавший его и вообще делавший всё что можно, чтобы Исаак Борисович побыстрее вернулся в "боевой строй". В числе проявлявших неустанную заботу об И.Берсукере - Майя и Ольга Ковалевы, Наталья Горинчой и другие его бывшие сотрудники по лаборатории квантовой химии, а также - ученые из Академии наук и Молдавского госуниверситета, в частности академик Диомид Герман и профессор София Клокишнер. Следует отметить незаменимый вклад в излечении академика, внесенный президентом АН РМ Георге Дукой, который не только вовремя поднял тревогу о серьезности его болезни, но следил за процессом лечения на всех его этапах.

Ну а когда кишиневские медики, спасшие своего именитого земляка от смерти, убедились, что его жизнь теперь вне опасности и, более того, что он способен без ущерба для своего здоровья совершить перелет через океан из Молдовы в "Техасщину", его выписали из больницы, отправив в многочасовое воздушное путешествие в сопровождении анестезиолога-реаниматолога Руслана Балтаги, который должен был передать своего подопечного и его историю болезни "из рук в руки" американским медикам. Все произошло, как и замышлялось, ну а нынешние работоспособность и хорошее настроение ученого - лучшее свидетельство того, что и "тамошние" врачи свой хлеб едят не зря.

Автору этих строк, восстанавливающему историю чудесного исцеления Берсукера и тоже признательному всем тем, кто помог Исааку Борисовичу выстоять в противостоянии с опасным недугом и вернуться к нормальной жизни, все же не давал покоя один вопрос: как было оформлено лечение хоть и земляка, но живущего в США: Этот вопрос я задал Г.Гидириму.

- Мы-то не считали И.Б.Берсукера чужестранцем, да и в том состоянии, в котором он поступил в больницу, не могла возникнуть дилемма: принимать пациента или не принимать, оперировать или не оперировать, лечить или не лечить, - не задумываясь о наличии молдавского полиса.

И в дальнейшем, хотя длительное пребывание пациента в больнице и его лечение, конечно же, стоили не одну тысячу леев и даже долларов, никто об оплате за операцию, медикаменты, обследования, процедуры, "койко-дни" и т.п. не заикался.

И лишь когда речь зашла о предстоящей выписке, Берсукер сам напомнил об оплате, заверив, что все расходы возьмет на себя названная им американская страховая компания (что впоследствии, пусть и не сразу, но произошло).

Мы же рады, что сумели спасти жизнь и вернуть работоспособность своему талантливому земляку - одному из тех, кем наш край вправе гордиться, и искренне желаем ему здоровья, долгих лет жизни и новых достижений на научной ниве.

...Присоединяясь к этим добрым пожеланиям, более чем уместным в преддверии юбилея Берсукера, хочется, вслед за самим Исааком Борисовичем, выразить признательность оперировавшим и лечившим его врачам, наглядно продемонстрировавшим, что и Молдова располагает высококлассными специалистами в столь жизненно важной сфере, как медицина.

Прекрасно и то, что в республике не перевелись люди, готовые бескорыстно прийти на помощь человеку, в такой поддержке нуждающемуся. Ведь порой подобная скорая помощь не менее необходима и значима, чем медицинская.

((0000, Михаил ДРЕЙЗЛЕР.))