Ее зовут Аурелия

11 марта исполнится 80 лет со дня рождения Аурелии Роман

Наверное будущим киноведам еще предстоит детально изучать ее творчество, смотреть и пересматривать фильмы, где она работала не только художником по костюмам, но и постановщиком, а их почти треть всего репертуара киностудии "Молдова-филм" и удивляться, как с первых же шагов кинопроизводства в Молдавии она, вместе со своим супругом-художником Станиславом Булгаковым сумела поднять культуру национальной кинематографии на мировой уровень всего за каких-нибудь три десятилетия.

Сейчас это выглядит настоящим чудом, когда киностудия "Молдова-филм" на третьем году существования сумела поднять и осуществить постановку такого сложного исторического фильма в жанре научной фантастики, как "Орлиный остров". Задача при этом оказалась архисложной. Необходимо было не только воссоздать эпоху древнего Рима со всеми деталями, атрибутами и костюмами тех времен, но и сам дух бывшей мировой империи, завоевавшей все северное причерноморье. Без преувеличения могу сказать, что такое стало возможным именно благодаря таланту и мастерству двух кинохудожников Аурелии Роман и Станислава Булгакова. После "Орлиного острова" (а до этого была и "Колыбельная", отмеченная дипломом Международного кинофестиваля в швейцарском Локарно) молдавские кинорежиссеры создали своеобразную очередь, чтобы взять к себе на фильм эту талантливую пару молодых мастеров.

Потом был "Человек идет за солнцем" В.Гажиу и М.Калика - дитя раскованных шестидесятников. Вроде бы картина о современности, казалось бы и изобразительного решения сложного не было, но ее стилистика, современный образный язык, был воспринят хоть и не совсем в штыки, но с большой долей скепсиса власть предержащими. А что там за кадром? А почему ночной Кишинев с его красочными неоновыми вывесками выглядит как-то слишком уж по-европейски. И причем туту манекены в сталинских френчах? Картину все же не решились запретить, на ее защиту встал Союз кинематографистов СССР во главе с режиссером Г.Чухраем, но на местном уровне были сделаны соответствующие выводы: с работы был снят директор киностудии писатель В.М.Шевелов. поплатился своей должностью и министр культуры Молдавии А.М.Лазарев.

Талантливых художников, стараниями которых, как говорилось в одной из критических статей о фильме "Кишинев был перемещен на пару тысяч километров западнее" пожалели. И не зря. Свою первую полнометражную картину "Ждите нас на рассвете" о гражданской войне на территории Бессарабии Эмиль Лотяну снял на нашей киностудии именно с бывшими коллегами по ВГИКу Аурелией и Станиславом. Это сейчас мы знаем о Лотяну, как о "первой скрипке" молдавского кино, а в ту пору он только, как говорят в таких случаях, подавал лишь робкие надежды и помощь таких профессионалов-художников была для него отнюдь не лишней. Ведь у них был опыт работы на трех картинах студии.

По-видимому содружество Лотяну с Аурелией и Станиславом на первой картине пришлось ему по душе, потому что следующую свою поэтическую ленту "Красные поляны" он снял все с той же парой талантливых художников. Это только так кажется, что построить декорацию временной овчарни на Красных полянах плевое дело - всего два-три кубометра леса, а на деле в этой декорации снята большая часть картины и каждая деталь в ней имеет немаловажное значение, как и костюмы чабанов между прочим. Да и актеры в такой декорации чувствуют себя "как дома". Тем более если это дебютанты, впервые ставшие перед камерой - Виктор Чутак, Григоре Григориу, Виктор Войническу, Светлана Тома. Целая обойма, прошедшая крещение Красными полянами.

Если мы попытаемся сделать краткий экскурс в историю молдавского кино, будет нетрудно заметить, что многие из фильмов, на которых работали Аурелия со Станиславом в сжатом виде повторяют страницы истории Молдовы. За картиной "Ждите нас на рассвете" о гражданской войне следует "При попытке к бегству" - события тридцатых годов в Бессарабии. Затем - "Долгота дня" и "Июньский рубеж" - важнейшие страницы истории республики. К этому следует добавить картины о войне - "Мужчины седеют рано" и "Никто вместо тебя" и, наконец, ленты о современности - "Когда рядом мужчина", "Маленькое одолжение", "Кто войдет в последний вагон". По всем этим фильмам можно проследить практически всю историю республики ХХ века.

И еще одна очень интересная деталь. Аурелия и Станислав работали не только с опытными мэтрами молдавского кино Эмилем Лотяну, Валерием Гажиу, Василием Паскару, но и выводили на простор экранного искусства новые режиссерские дарования Николая Гибу, Василия Брескану, Влада Иовицэ, Бориса Конунова, Георге Водэ. Ведь на первых порах каждому из них требовалась помощь и поддержка настоящих профессионалов, готовых подставить плечо молодому таланту.

К семидесятым годам минувшего века оперившаяся киностудия стала способной снимать по пять-шесть полнометражных игровых фильмов в год. Требовались не только новые режиссеры, операторы, которые приходили из ВГИКа и Высших курсов сценаристов и режиссеров, но и новые художники-постановщики, которых критически нехватало. Частично прибегали к услугам тех, кто имел лишь среднее специальное образование. Так на студию в этот период пришли Федор Лупашку, Николай Апостолиди, Николай Слюсарь. На временную работу приглашали и художников с других студий. И все же дефицит постоянно ощущался. Пришлось нашей паре на первых порах работать параллельно на разных картинах, чтобы как-то восполнить этот дефицит. Например в 1987 году Аурелия работает с режиссером Н.Гибу над картиной "Ваш специальный корреспондент", а Станислав с другим режиссером А.Орловым над экранизацией романа Оноре де Бальзака "Гобсек".

Поначалу Аурелия и Станислав договорились в межкартинные перерывы (а это практически год) выходить на пленэр, заниматься станковой живописью. У Аурелии, например, неплохо получались пейзажи, натюрморты, да и портреты. Но все это до поры до времени приходилось откладывать на потом. Первейшей задачей стало помогать студии в выполнении производственного плана, даже тогда, когда не очень хотелось идти на ту или иную не очень интересную картину. Заказов было достаточно, особенно после того, как творческое объединение "Экран" Центрального телевидения стало заказывать студии по три картины в год. Здоровье Станислава от столь непосильной работы значительно пошатнулось, а в 1988 году он безвременно ушел из жизни. Аурелия одновременно лишилась и любимого мужа, и друга, и соратника по творчеству. Потеря была невосполнимой. Спасала только постоянная работа. Теперь она взвалила на себя все то, что при жизни Станислава они делали оба. Забота о декорациях, костюмах, реквизите теперь лежала на ней одной. И она работала не щадя себя. Рос их сын Станислав-2, который не очень то спешил унаследовать профессию родителей. Больше всего его привлекала электроника. В ней он видел свое будущее и после службы в армии пошел по этому пути.

А Аурелия еще участвовала в постановках нескольких картин самостоятельно. Особенно тесно сработалась она с режиссером Николаем Гибу. В целом работали они вместе над четырьмя лентами, среди которых были "Найди на счастье подкову", "Ваш специальный корреспондент", а также "Игра в смерть или Посторонний". Помощь Аурелии понадобилась и дебютанту в игровом кино Владу Друку, когда он работал над картиной "Нескончаемый месяц Ковша" и Василию Брескану, поставившему "Одинокий автобус под дождем", но и ее здоровье не выдерживало такой нагрузки. В начале девяностых она ушла со студии, да и само производство резко упало. Живет она скромно. Больше воспоминаниями о прошлом.