Диагноз неутешительный

Медицина заняла пятое место по актам коррупции в рейтинге государственных учреждений
Уровень коррупции в Молдове зашкаливает на всех уровнях. 
 
Любой чиновник, эксперт, специалист может стать субъектом коррупции. И часто становится. Коррупция, как ржавчина, разъедает все слои общества, въедается во все государственные структуры. Она есть в правительстве и парламенте, в судах и прокуратуре, в детских садах, школах, медицинских учреждениях.
 
Разрушительно любое проявление коррупции. Но в медицине, в системе здравоохранения — особенно.
 

По счёту пятая 

Печальную статистику предоставил в конце прошлого года Национальный центр по борьбе с коррупцией (НЦБК), который выявил наибольшее количество актов коррупции и вывел самую высокую динамику случаев коррупции в учреждениях, находящихся в подчинении Министерства здравоохранения. Были представлены данные за 11 месяцев 2015 года. В 2015 году НЦБК выявил 52 акта коррупции против 19  в 2014 году! 
 
Таким образом, в течение 23 месяцев (начиная с 2014 года и до ноября 2015 года) был зарегистрирован 71 коррупционный акт. Акты коррупции, выявленные в рамках Министерства здравоохранения, представляют собой наибольшее процентное увеличение (+ 477,8 %) по сравнению с другими госучреждениями, в которых проводил расследования НЦБК. Ведомство охватило не все центральные и местные органы власти Республики Молдова. Однако только в пяти перечисленных сферах за указанный период было зарегистрировано 824 акта коррупции.
 
Всего по Молдове органами прокуратуры, МВД и Национальным центром по борьбе с коррупцией в 2015 году было выявлено 871 преступление коррупционного характера, в предыдущем году их было 808. Это лишь официальная статистика, озвучивающая данные выявленных коррупционных деяний. Сколько осталось невыявленных — никому не известно. 
 

Без вины виноватые 

С наступлением периода независимости Молдовы наше здравоохранение стало похоже на старуху у разбитого корыта. Недостаточные бюджетные ресурсы привели к низкой оплате труда медработников. Тысячи высококвалифицированных специалистов уехали в другие страны. Одновременно появились и проблемы в обеспечении медучреждений оборудованием, лекарствами и необходимыми материалами. Деньги брали за все. Увы, нищета способствует развитию коррупции. 
 
Первым шагом по сокращению феномена коррупции стало внедрение системы обязательного медицинского страхования в период правления ПКРМ (в январе 2004 года), когда здравоохранение перешло на новый вид оказания и организации медицинских услуг. Был составлен их большой перечень, и услуги по медицинскому полису предоставлялись бесплатно. Не надо было давать взятки врачам, чтобы пройти какое-либо обследование или получить консультацию специалиста любого профиля. Впоследствии были приняты закон о правах и ответственности пациента и закон о выполнении обязанностей врача, которые также имели цель предупреждения коррупции и улучшения качества медицинских услуг.
 
Но далеко не все медицинские работники намекали на взятки. Особенно представители советского поколения. Есть врачебный долг, и есть зарплата. В период правления ПКРМ, когда зарплата медицинских работников увеличилась в 9 раз, в разы снизился и уровень коррупции в медицине. Затем работников здравоохранения опять посадили на голодный паек, и некоторые из них изредка заглядывают в пустые карманы пациентов. Богатые пациенты лечатся в частных клиниках, а там все по-другому. Кстати, в европейских странах частная медицина занимает только 10–15 процентов в общей структуре здравоохранения. Там не допустили развала государственной медицинской системы в пользу частных медучреждений. Почему Молдова не перенимает этот положительный опыт — вопрос без ответа.
 
В последние годы из-за тотальной коррумпированности госструктур все изменилось в худшую сторону. По мнению экспертов, около 50 процентов частных «взносов» медработникам приходится на услуги, которые нам полагаются бесплатно.
 
И хоть клятву Гиппократа еще никто не отменял, врачам медицинских государственных учреждений на самом деле приходится несладко. Большие нагрузки, маленькие зарплаты, плохое оборудование, дополнительные затраты времени и сил, связанные с повышением квалификации и т. д. Мы виним врачей, что они принимают наши подаяния, но многие из них живут не лучше, чем другие государственные служащие. 
 
Молдавские врачи получают менее 200 евро в месяц, их средняя заработная плата в 60 раз ниже, чем в Европейском союзе, и почти в 90 раз ниже, чем в США. Поэтому неслучайно 40 процентов медицинских работников Республики Молдова в последние годы ушли из системы здравоохранения. Исследования, проведенные под руководством ВОЗ, показывают, что основными причинами ухода врачей из профессии являются недостаточная заработная плата, плохие условия труда, коррупция и кумовство, отсутствие перспектив профессионального роста, отсутствие адекватной инфраструктуры и неприязненные отношения в учреждениях. 
 
Вместе с тем 59 процентов опрошенных врачей согласны вернуться в систему здравоохранения при наличии зарплаты в размере не менее 10 тысяч леев, улучшенных условий труда и современного медицинского оборудования, 77 процентов специалистов со средним медицинским образованием согласны работать за зарплату в 7 тысяч. 
 
Разочаровываются в профессии и молодые специалисты. Только 41 процент опрошенных по окончании вуза убеждены, что станут медицинскими работниками, и лишь 7 процентов с оптимизмом относятся к своему будущему в медицине в момент трудоустройства.
 

Рыба гниёт с головы 

Почему-то чаще всего, когда речь идет о коррупции в здравоохранении, мы говорим о взяточничестве рядовых врачей. Но это мелочь по сравнению с уровнем коррупции в структуре министерств и ведомств, где проводятся аферы, связанные с приобретением медицинского оборудования, закупкой медикаментов, распилом кредитов и т. д. 
 
Вспомним, как в апреле прошлого года сотрудники Национального центра по борьбе с коррупцией задержали бывшего главу Минздрава Андрея Усатого и руководителя больницы скорой медицинской помощи Георгия Чобану. Бывшего министра подозревали в превышении должностных полномочий во время закупки медицинского оборудования и медикаментов. Потом в список обвиняемых были включены глава Агентства по лекарствам Александр Коман и директор Кардиологической больницы Виталий Москалу. Понятно, что высокопоставленные чиновники от медицины смогли выкрутиться из этой пикантной ситуации, поскольку судебная система у нас коррумпирована еще больше, чем система здравоохранения. 
 
Для убедительности напомним заявление Генеральной прокуратуры, в которой говорилось, что представители Министерства здравоохранения и Агентства по государственным закупкам нанесли госбюджету ущерб в размере почти 6 миллионов леев. Пару лет назад ответственные лица этих двух учреждений закупили медицинское оборудование для проведения генетической экспертизы по цене, завышенной в три раза. Более того, аппараты должны были быть куплены только после проектирования и строительства здания генетической лаборатории. 
 
Подобных примеров можно привести немало, Интернет ими просто кишит. С коррупцией в системе здравоохранения надо бороться, начиная сверху, тогда и рядовые медицинские работники покинут ряды взяточников и корыстолюбцев. Пока с коррупцией будут «бороться» сами коррупционеры, из кризиса мы нашу Молдову не вытянем. Рыба гниет с головы, в Молдове она уже протухла.
 
Наталья Устюгова 
газета "Коммунист"