Banca de Economii: Специальное управление

или Снова большие проблемы одного банка

Тема Banca de Economii поднималась в предыдущем номере (статья "Большие проблемы большого банка"). Тогда мы рассмотрели очень странное судебное решение Высшей судебной палаты, которым государству возвращались его преимущественная доля в банке. Странное оно потому, что только на первый взгляд решает проблемы банка, которые накопились за последнее время. На деле все проблемы и остались, и усугубились.

Четким и недвусмысленным подтверждением этого стало введение Нацбанком специального управления для Banca de Economii.

 

Сразу отметим, что Нацбанк не озаботился опубликовать данное свое решение, ни на официальном своем сайте, ни в "Мониторе". Поэтому обратимся к Закону о финансовых учреждениях, откуда собственно и взят термин, и предоставим читателю самому судить, что же случилось и насколько все серьезно.

Во-первых, отметим, что есть специальный надзор и специальное управление. Между ними есть существенная разница. Надзор (monitorizare) устанавливается, как правило, в случаях неустойчивого финансового положения банка. В то же время комиссия Нацбанка, занимающаяся надзором, не вмешивается в управление банком, которое проводят органы, избранные акционерами банка. Комиссия лишь наблюдает в текущем режиме их деятельность. Также, изучив на месте ситуацию, Нацбанк дает поднадзорному банку рекомендации.

А вот специальное управление (administrare) - это намного серьезней. Специальное управление следует, как правило, после надзора. То есть, просто неустойчивое финансовое положение как причину мы уже проскочили. Бери выше: налицо одна из причин, предусмотренных ст.374 и указанных чуть выше.

Парадокс в том, что когда в начале 2013 г все суетились вокруг банка, причитая какой же он неликвидный, Нацбанку в голову не пришло ввести специальный надзор или управление (хотя он по закону должен был это сделать) и выправить ситуацию. Нет, тогда все, включая господ из Нацбанка, требовали продать банк, и точка. Теперь же, когда банку после года частного управления еще больше поплохело, решили вдруг поуправлять и поисправлять.

В общем, ждем положенные по закону два месяца, по истечении которых управляющий предоставляет Нацбанку отчет и свои предложения по исправлению финансового положения банка. Нацбанк же в течение 15 дней должен принять решение о целесообразности дальнейшего специального управления, о принятии предложений управляющего по исправлению положения (включая продажу банка), либо об отзыве лицензии банка.

И последний, самый странный момент во всей этой истории - молчание СМИ и т.н. "гражданского общества". Мы все помним, как в 2009 году, когда зашла речь о ликвидации одного из молдавских банков, не самого крупного Investprivatbank, какая началась дикая спекуляция, сколько раздувалось слухов. Не успокоило "общественность и экспертов" даже решение Правительства о том, что Banca de Economii примет на себя обязательства Investprivatbank перед физическими лицами. Критики разделились на несколько лагерей (чтобы удобней поливать Правительство грязью): одни - за то, что нагрузили государственный банк дополнительными обязательствами, ставя под угрозу всю (!) банковскую систему; вторые - за то, что государство плохо рассчитывается с бедными обманутыми вкладчиками частного (!) банка.

А что тогда говорить сейчас? Государство упустило из рук собственный банк, исполнив роль рейдера в отношении себя самого (это надо уметь так обесценить свой банк, а потом продать его по дешевке). Потом получилась сцена, которую даже на базаре не увидишь: продавец с криком "эй, стой!" погнался за покупателем и отобрал проданный им же товар (банк). Одновременно власти расписались в том, что иностранные инвестиции в Молдове не защищены (это на самом деле единственное, что интересует Европу в нас и имеет для нее значение). Правда, по дикой логике властей, мы ведь "кинули" не партнеров из ЕС, а всего лишь крупный банк из России, поэтому нам за это ничего не будет. Хотя на самом деле удар по имиджу страны не зависит от национальности инвестора, а в будущем проигрыше Молдовы в ЕСПЧ, с миллионами евро компенсаций из бюджета, можно не сомневаться.

Но все это никем не обсуждается. Вернее, обсуждается строго тогда, когда "друзьям" по коалиции снова нужно лягнуть Филата. А тот отмалчивается, потому как именно он, как следует из публичных выступлений г-на Ионицэ, получал щедрые необеспеченные кредиты из Banca de Economii, пока тот был частным. Вот и получается, что все молчат.

Дмитрий Безобразов

Статьи на эту тему