Вот уже более года как наблюдатели фиксируют резкое падение популярности евроинтеграции в Молдове. Если в 2009 году все опросы общественного мнения стабильно показывали, что порядка 75-76% граждан считали европейскую интеграцию одним из приоритетов государственной политики в нашей стране, то вот уже более, по крайней мере, года как данный показатель переживает буквально драматическое падение, в настоящий момент, варьируя около отметки в 40%. При этом нет никаких оснований полагать, что данная тенденция сколько-нибудь изменится, во всяком случае, в ближайшей перспективе.
В качестве основной причины происходящего очень часто можно услышать, что наблюдаемое положение дел объясняется дискредитацией действующей власти и лично её руководителей, которые немилосердно и в высшей степени цинично эксплуатировали в сиюминутных политических целях то, что называется "Европейской идеей", не обеспечивая никаких осязаемых результатов в смысле подлинного изменения окружающей нас неутешительной реальности в духе европейских ценностей, или, как выразился в своё время г-н Лупу, принципов и ценностей.
Но не с лишком ли это просто? Для этой части света, где большинство людей взращено в духе определяющей роли бытия, данный вопрос звучит всё чаще и чаще. Получается, что некоторая пусть и организованная, но немногочисленная группа людей буквально за пару лет смогла разрушить, то о чём мечтало подавляющее большинство граждан на протяжении достаточно продолжительного времени. Вместе с тем, для самых дотошных это не ответ, а вопрос, поскольку получается, что изначальные "продуценты" и носители так называемых "европейских ценностей", то есть сам Европейский Союз, сознательно доверил внедрение этих самых ценностей людям никакого отношения к ним не имеющим, и, более того, продолжая упорно настаивать на том, что альтернативы выбранным партнёрам нет и быть не может.
Итак, что происходит? Ответ очевиден. Загвоздка - как обычно, не в людях, а, как говорят современных управленцы, в процессах, то есть, в данном случае, в самом Европейском Союзе.
А Европа, между тем, уже не та, какой мы её знали совсем недавно. Пережив две мировые войны, в которых убитыми и раненными мир потерял порядка 100 миллионов человек, Европа перешла к новой фазе своего развития, которая вдохновляла несколько поколений передовых людей по всему миру. Строительство социальных государств, принципы которых были закреплены даже конституционно в большинстве стран так называемой Старой Европы, бурное развитие экономики, науки и техники, генерировавшее достаточную добавленную стоимость для того чтобы, так сказать, мечту сделать явью, переход к информационной цивилизации, интеграционные процессы и т.д. Всё это происходило в Европе не так давно, и мы с этим сталкивались, в том числе, и на собственном опыте ещё совсем недавно, а точнее до 2009 года, в рамках разного рода кооперационных процессов и проектов. Напомню, с 2002 по 2009 было принято порядка 300 законов, которыми внедрялись стандарты Евросоюза в нашей стране, почти на порядок увеличились общие ассигнования в социальный сектор, как то, прежде всего здравоохранение, образование, науку (замечу, что в 2007 году Молдавская Академия Наук была признана UNESCO одной из четырёх наиболее передовых в мире моделей реформирования науки и области инноваций), размер прямых иностранных инвестиций рос ежегодно на 35-50%, причём это были в основном инвестиции именно из Европейского Союза, Автономная Система Торговых Преференций в торговле с ЕС на основе принципов ассиметричной торговли, кропотливая работа по объединению страны и т.д.
Но уже в 2009 году всё изменилось и мы это наблюдаем с Вами до сих пор, причём всё это происходит под флагом Европейского Союза. А именно, ограничение свободы прессы, подавление оппозиции, деградация социального сектора посредством постоянного ограничения соответствующих ассигнований, разделение страны по Днестру, олигархизация экономики, тотальное воровство, коррупция, кабальное финансирование, разрушение государственности в пользу одного из членов Евросоюза (а именно, Румынии), секретное парафирование Соглашения об Ассоциации, которое содержит большую часть известных нам из курса средней школы признаков колонизации, а именно: ограничение суверенитета, полное открытие рынка страны, ограничения на торговлю с третьими странами, навязывание стандартов требующих огромных и недоступных капиталовложений и потому угнетающих дальнейшее развитие производственного сектора, и в частности сельского хозяйства, и особенно продукции высокой добавленной стоимости, как промышленной и сельскохозяйственной, так и иной, игнорирование нейтрального статуса государства посредством обязательности для Молдовы европейской политики безопасности и обороны, безобразное навязывание своей воли Украине, несмотря на угрозу разложения и распада, что самым непосредственным образом влияет на нашу страну и т.д.
ВЫВОД: От любви до ненависти, в самом деле, один шаг, особенно когда "объект любви", извините за излишнюю лиричность, сам перестаёт следовать тем принципам, которым когда-то следовал и которые и сделали его, собственно, любимым. В этом смысле, произошедшее в Гагаузии не оставляет никаких сомнений относительно того, что последует дальше.
Ответ нам даёт мировая литература, история и устное народное творчество, "разодранные" политиками на всяческие штампы в пределах, что называется гимназического курса. Но ряд из них более чем уместны: "крушение иллюзий", "глубокий кризис", "формирование новых мировых полюсов развития", "новая международная повестка дня" и, разумеется, "свято место пусто не бывает".
Ответ был дан в Гагаузии и поддержан народными избранниками из всех районов Молдовы и этот ответ - общегосударственный референдум по присоединению к Таможенному Союзу России, Беларуси и Казахстана и формирующемуся Евразийскому Союзу.