Оппозиция к оппозиции

Мелкие "левые" определили своего главного врага - это Воронин и коммунисты

Партии, именующие себя оппозицией, находятся в оппозиции - очевидно же? Так оно по логике. Но не всегда в реальности. Молдова знает массу случаев, когда партии и партейки, оппозиционные на словах, по факту оказываются верными помощниками правящих партий. Кто-то из "мелких" политиков обслуживает власть в целом. Кто-то - отдельную группировку. Но в одном они едины - их оппозиционность к настоящей оппозиции. Партия коммунистов находится в оппозиции пять лет, но для целого ряда внепарламентских политиков и политиканов остаётся врагом номер один.

 

Самоназванные левые едины в одном - нелюбовь к коммунистам. Что, правда, выдаётся за большую любовь к левым идеям, к пророссийскому сегменту избирателей, к Таможенному союзу. В смысле, выглядеть "большими коммунистами, чем коммунисты". И их же, коммунистов, за это ругать.

Но одних лозунгов недостаточно. А собственного влияния и репутации околопарламентской шантрапе откровенно не хватает. Потому в бой идут с банальной ложью, с перевиранием фактов. Рассмотрим несколько примеров.

В последние дни Партия коммунистов Республики Молдова выступила с целым рядом заявлений, касающихся перспектив Молдовы в Таможенном союзе. Оно и понятно - оставалось совсем чуть-чуть до публикации официальной предвыборной платформы ПКРМ. Заявления недвусмысленны: коммунисты поддерживают молдавский народ в стремлении в Таможенный союз. А пресловутое "соглашение с ЕС" - критикуют. Пленум ЦК ПКРМ в своём постановлении указал - коммунисты обязуются после прихода к власти провести соответствующий референдум.

А тем временем медиа-порталы, близкие к "борцу с режимом", социал-демократу Виктору Шелину распространяют новость, согласно которой лидер ПКРМ Владимир Воронин якобы говорит на телепередаче, что "никому не обещал Таможенный союз". Зритель должен, видно, подумать, что оппозиция отказывается от своих обещаний, даже не дожидаясь выборов.

Если просмотреть передачу самостоятельно, можно услышать совсем другое. Воронин отвечает на вопрос журналистки, почему он не предлагал вступить в ТС в 2001 году. Ответ - поскольку тогда эта структура ещё фактически не была сформирована, про неё только начинали говорить. Зато сейчас - совсем другое дело, поскольку союз реально действует, а Молдове необходим, поскольку основной рынок сбыта молдавских товаров - на Востоке.

К чему такое перевирание фактов со стороны социал-демократов? Элементарно. Рассчёт на то, что читатель не станет просматривать видео и запомнит только заголовок. В общем, "шелинцы" считают всех за глупцов, как минимум.

И это, к слову, при том, что та же Партия коммунистов подняла вопрос о проведении референдума за Таможенный союз в парламенте - как только к ней обратилось гражданское общество. И того же Виктора Шелина коммунисты буквально с боем проводили на парламентское заседание - чтобы предоставить слово представителю внепарламентских партий. Надолго ли хватило его "таможенного задора" - все знают. Скоро председатель СДПМ (точнее - того, что осталось от этой партии) понял, что защищать, скажем, укомплектованный унионистами Конституционный суд и ругать коммунистов - гораздо спокойнее при нынешнем режиме.

Из этой же серии - предложение председателя партии "Возрождение" Вадима Мишина "объединить усилия" с ПКРМ. И громкая истерика по поводу того, что коммунисты его предложения не заметили. Не заметили потому, что Вадиму Николаевичу, уж простите, нечем объединяться.

Кто-то видел реальное проявление его оппозиционности в парламенте? Как-то не очень. Зато все видели как депутаты группы "Возрождение" голосовали за правительство Юрия Лянкэ, то есть подписались под формированием Альянса-3. Видели сколько раз они оставались в парламенте, когда коалиции нужно было пару голосов для кворума. И сколько раз по-тихому покидали пленарное заседание, когда там шли наиболее жёсткие дебаты.

Надо ли говорить, что Мишин и компания уходили с заседаний, когда против парламентского большинства и его инициатив "дрались" у микрофона как раз коммунисты? И это при том, что покидая ПКРМ Мишин как раз обещал работать на парламентской трибуне, вопреки бывшим товарищам, которые, видите ли, позволяют бойкотировать заседания. Но коммунисты уже через несколько дней в парламент вернулись. А Мишин сидел там тише воды ниже травы.

Вопрос: нужны ли реальной оппозиции подобные попутчики в электоральной кампании? Риторический вопрос, сугубо риторический.

Сорин Галбен