Враг моего врага...

Как ни парадоксально звучит, в противостоянии Филата с Плахотнюком неожиданную и существенную роль способна сыграть Партия коммунистов

Gереговоры по созданию в Молдове новой правящей коалиции рискуют затянуться. Попутно, чем дальше, тем явственнее ощущается перспектива раскола в партии, объявившей себя "главной составляющей" возможного провластного союза.

Будет ли это сопровождаться громкими обвинениями и разоблачениями - данный вопрос пока остается открытым. Ясно, что обещанной поствыборной стабильности - какой бы смысл в это не вкладывали - нашей стране еще придется подождать.

 

Затянувшиеся уже почти на три недели переговоры трех прошедших в парламент так называемых "проевропейских" партий с каждым днем снижают градус оптимизма молдавских сторонников европейского курса, подкрепляя опасения в том, что отнюдь не интересы государства и пути его развития являются в настоящее время предметом дискуссий между ЛДПМ, ДПМ и ЛП.

Казалось бы, принципиального изменения конфигурации будущего правящего альянса нет, соответствующие компоненты - конкретно именно эти три партии - в течение двух с половиной лет худо-бедно управляли государством, то есть, обладают опытом формирования союза и взаимодействия в его рамках. Вполне логично было бы, с учетом пройденных в прошлые годы этапов, ожидать сейчас как раз скорого согласования интересов и целей, увенчанного триумфальным воссозданием триединого правления.

Однако, очевидно, не настолько гладко всё складывается. Во всяком случае, не для всех. Еще ясно, что интересы и цели, звучащие в публичных речах лидеров упомянутых партий и переговорщиков - они-то как раз у всех трех сторон, практически, идентичны,- не совпадают интересами и целями, стоящими на кону в переговорах.

Как представляется, дело тут не столько в формальном, техническом дележе портфелей и сфер влияния, сколько в амбициях некоторых действующих персонажей.

В живых останется только... кто?

На ринге, как и прежде - глава ЛДПМ Владимир Филат и хозяин ДПМ Владимир Плахотнюк. Вражда и борьба их давняя: по создаваемой ими системе, в молдавском олигархате верховным правителем может быть только один, второй - уничтожен. Тут всё просто, понимают и принимают это оба.

Разница в методах ведения войны. Если первый рассчитывает на собственную гениальность и умение кокетничать с внешними партнерами, то второй - на способность сколачивать эффективные профильные штабы и команды исполнителей. Если первый до сих пор опирался на двойное превосходство в парламентских мандатах, то второй - на внушительный, собираемый в течение многих лет компромат. Если первый делает ставку на момент, ситуацию, в которой он без лишних затрат снес бы голову противнику, то второй такую ситуацию способен создавать годами, не размениваясь на получение сиюминутных благ, не жалея наличности, изощренно - желательно так, чтобы его враг в конце концов отрубил себе голову сам.

В течение нескольких лет совместного с Плахотнюком "проевропейского" правления страной Филат предпринимал несколько атак на упомянутого своего заклятого союзника. Но недожатых атак, не доведенных до конца. Как будто, не столько уничтожить его собирался изначально, сколько - так, стянуть с него штаны прилюдно, на позор.

В результате, мало того, что такой своей цели Филат не достиг, так и сам оказался в полном смысле слова растоптан до презрения. Все помнят, как это происходило в феврале-мае 2013-го. Сначала лидер ЛДПМ объявил о развале альянса, потому как страну, дескать, пытается прибрать к рукам олигарх и кукловод Плахотнюк. За этим последовал парад отставок - правительства и спикера парламента. Далее - серия обысков в налоговой и в Госканцелярии. Еще - переголосование по скандальным законопроектам. Очень выпукло замаячила перспектива досрочных парламентских выборов... И вдруг - бац: Филат уже не борется с захватчиком Молдовы Плахотнюком, а наоборот он его большой поклонник и адепт, готовый подавать пальтишко и обмахивать олигарха опахалом.

В политическом контексте данная мизансцена подавалась так, будто стороны сохранили еврокурс, и в целом квиты. При такой "квитости", однако, Плахотнюк не потерял ничего - своего спикера во главу парламента поставил, одного своего генпрокурора заменил другим своим, катастрофических для себя досрочных выборов избежал, нападавший на него партнер ботинки ему вылизал и публично облизнулся.

У Владимира Филата итоги тогда были несколько иными. Формулировка, с которой он был выброшен с должности премьера, не оставляет ему шансов когда-либо занять, во всяком случае эту, если не все высшие государственные должности. На премьерское кресло был усажен человек, для которого услужение Плахотнюку предпочтительнее исполнения воли Филата. К тому же, после филатовских изъявлений любви к "коллеге из ДПМ" в народе не осталось сомнений относительно того, кто кого поимел, имеет или будет иметь в дальнейшем. Так или иначе, противостояние Плахотнюка-Филата сохранилось.

С Лянкэ "весело" шагать

Вероятно, очень рассчитывал Владимир Филат на благоприятный для себя результат после выборов 30 ноября этого года. Возможно, понимал, что такого числа мандатов, как в 2010 году ему не взять, но, очевидно, очень надеялся, что ДПМ окажется за гранью прохождения в парламент или хотя бы на грани.

ДПМ взяла 19 мандатов, ЛДПМ - 23. При формальном превосходстве, у партии Филата в новом парламенте нет безусловных союзников, и вряд ли найдутся депутаты из других фракций, которых он смог бы на свою сторону переманить.

Иная картина у ДПМ и Плахотнюка. Эту картину он складывал тщательно и долго. Чтобы теперь даже у мало-мальски осведомленных наблюдателей не возникало иллюзий относительно монолитности фракции Филата и готовности нынешних депутатов от ЛДПМ биться за своего нынешнего партруководителя до победного.

Стараниями того же олигарха Плахотнюка Ли­бе­рально-демокра­тичес­кой партии Владимира Филата давно уже не существует, в принципе. Есть ЛДПМ, поделившаяся на сторонников Лянкэ и тех, кто по ряду причин всё еще пока за Филата. Причем, поговаривают, что среди депутатов от этой партии лянковцев большинство. Ну а связь г-на Юрия Лянкэ с г-ном Владимиром Плахотнюком давно уже не является секретом не только для Владимира Филата, но и, пожалуй, для всех сколько-нибудь политически активных граждан.

Здесь же стоит упомянуть и о "темной лошадке" в новом парламенте - фракции Партии социалистов, удостоившейся по результатам выборов 25 мандатов. Интрига в том, что список депутатов от ПСРМ на 3/5 состоит из лиц, не известных ни общественности, ни экспертам. Чего приходится от них ожидать, если сами флагманы этого списка, начиная с Игоря Додона и Зинаиды Гречаной, стали знаменитыми благодаря своему политическому предательству? При этом и в течение предвыборной кампании, и до ее начала о ПСРМ и о Додоне говорилось, как о проектах Владимира Плахотнюка.

Вперед - разве что на нары!

На днях стало известно, что ио премьера, первый вице-председатель ЛДПМ Юрий Лянкэ отбыл в Евросоюз с официальным визитом. По плану, в Брюсселе Лянкэ встретился с еврокомиссаром по торговле Сесилией Мальмстрем, еврокомиссаром по политике соседства и расширению Йоханнесом Ханом, верховным представителем Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини, с вице-председателем Еврокомиссии Валдисом Домбровским, а также с президентом Европейского совета Дональдом Туском.

Сам по себе факт "официального визита" в ЕС Лянкэ, досиживающего на посту премьера, довольно необычен и указывать может на то, что именно его высшие евробюрократы воспринимают в качестве потенциально следующего главу кабмина Молдовы.

Еще более любопытно, что, как говорится в том же правительственном сообщении, в рамках визита Юрий Лянкэ "примет участие в саммите Европейской народной партии", частью которой является ЛДПМ (чем всегда очень гордился и ставил себе в заслугу Владимир Филат). Значит ли это, что Филата слили уже и на уровне европейских политических формирований - на этот вопрос ответ мы получим, вероятно, очень скоро.

Однако, тренд, что называется, налицо и в этот тренд Филата сейчас активно окунают. Благоприятных исходов в данном случае у него нет. Есть разные степени неблагоприятности - от "просто" до "совсем уж".

В случае просто неблагоприятного исхода он, допустим, просто не получает ни какой ответственной государственной должности, что, кстати, не мешает ему заниматься парламентской деятельностью и - почему бы и нет - возглавлять фракцию ЛДПМ.

На другом полюсе - совсем уж не благоприятный для него финал, когда он оказывается не только без госдолжности, но и без партии. И этот вариант более чем вероятный в том случае, если Филат продолжит меряться чубами с Лянкэ и теми, кто за ним стоит. Кстати, давнему его противнику - Владимиру Плахотнюку - выгоден именно такой расклад: конфронтация в ЛДПМ, ее раскол в свою пользу и, почему бы и нет, показательная посадка Владимира Филата.

*   *   *

Как ни парадоксально звучит, в противостоянии Филата с Плахотнюком неожиданную и существенную роль способна сыграть Партия коммунистов. Из всех политформирований, прошедших в молдавский законодательный орган после 30 ноября, только ПКРМ способна обеспечить систему сдержек и противовесов даже не будучи частью правящей коалиции.

Партия коммунистов знает, и как это можно было бы обеспечить. Но это уже другая история.

Юрий Дзятковский