Туфельки для Марии

Юная молдаванка Марийка Кочу в годы войны на Тульском военном заводе вырабатывала за смену по две с половиной нормы
Военный журналист, поэт Алексей Недогонов одной строкой подчеркнул единство всех людей, ковавших Победу: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». 
 
Из победного металла выкованы и медали Марии Николаевны Сергеевой. Накануне Дня Победы к ней пришли ребята из 7 «Б» класса лицея им. Б. П. Хашдеу.
 
По доброй традиции лицеисты из разных классов приходят к очевидцам военных событий послушать реальную историю, никем не переписанную. К сожалению, очевидцев войны, ее участников и тех, кто приближал Победу, работая в тылу, становится все меньше. Самым «молодым» из них уже за 90…
 

Детство в деревянных колодках

Мария Николаевна родилась в Кишиневе в 1925 году. Голодное было детство у молдавских детишек. Ходили в фуфайках и деревянных башмачках. Маленькая Мария Кочу (девичья фамилия Марии Сергеевой) училась в доме «Трудолюбие». Там молдавских детей из бедных семей румынские воспитатели обучали шить и вязать, а иногда брали к себе домой собирать черешню и вишню. Естественно, дети работали бесплатно, разве что их подкармливали. А богачами в те времена были в основном румыны. 
 
Обучение в румынской школе, где учили не грамоте, а труду, не прошло зря. С 11 лет Мария Николаевна все шьет себе сама. У нее до сих пор в кухне стоит старенькая швейная машинка, которой она, при помощи соседки, иногда пользуется. Зато всегда сожалеет, что из-за румынского обучения у нее остались пробелы в образовании. 
 
В 1940 году, после освобождения Молдавии, Мария устроилась в поликлинику — истопницей, а потом стала санитаркой. В семье воспитывалось шестеро детей, на всех денег не хватало, а девчушке очень хотелось сбросить деревянные башмаки и купить себе туфли. 
 
Мария Николаевна вспоминает, что когда начали бомбить Кишинев, дежурство в поликлинике было круглосуточным, постоянно привозили раненых. Всех было жалко и всем хотелось помочь.
 
Муж сестры работал в аэропорту, и когда аэропорт эвакуировали, в эвакуацию уезжали и семьи работников. Вместе с сестрой и маленьким племянником Толей уехала на Урал и Мария. По дороге их постоянно бомбили, сестра отстала от поезда. Юная Мария, прижимая к сердцу крохотного племяшку, плакала и молилась, чтобы этот ад скорее закончился… 
 

Завод № 314

Судьба забросила молдавскую семью в поселок Никитино, расположенный рядом с городом Медногорском Чкаловской области. Голодные времена продолжались. Приходилось есть желуди, которые перед употреблением перемалывали. Очень горькой была еда. 
 
Вначале юная Мария работала где придется. Потом, после учебы в ремесленной школе, ее направили на эвакуированный Тульский военный завод, которому на время войны был присвоен номер 314. Первые дни завод пугал своей мощью и грохотом, но ко всему привыкаешь. Работать приходилось на трех станках. Хрупкая, невысокая молдаванка до станка не доставала, подставляла ящики. Рядом с ней затворы для пушек выпускали такие же юные слесари и фрезеровщики, среди которых были ребята еще младше Марии. 
 
«Молдаванам из-за того, что они находились под румынами, в годы войны не очень-то доверяли ответственную работу, — рассказывает Мария Сергеева. — Потому что румыны в начале войны воевали на стороне фашистов. Но за меня поручился мастер Горчинский, и сейчас его помню. Сначала меня хотели определить в столовую чистить картошку, но я хотела на завод, где работала вся молодежь». 
 
Марии, как и всем остальным, приходилось работать день и ночь, иногда сутками. Зато появился паек — 800 граммов хлеба в день. Потом 100 граммов урезали в пользу голодающего блокадного Ленинграда. На заводе, как и на фронте, была настоящая военная дисциплина. Опоздал на 5 минут — 300 граммов хлеба урезали, причем в течение месяца. Ближе к концу войны питание улучшилось, в заводской столовой появились американские консервы. Вклад США в будущую победу. 
 
«Нам было очень тяжело, — вспоминает Мария Николаевна, — иногда с ног валились, работали по 36 часов и больше — столько, сколько нужно для фронта. Я выполняла по две с половиной нормы. Чтобы не гнать брак, сама научилась налаживать станки…» 
 

100 грамм заводских 

Жили юные работники военного завода вместе со всеми в больших бараках на 120 человек с двухэтажными деревянными нарами. На заводе постоянно сообщалась военная сводка. Когда начался этап освобождения советских городов, в бараках и заводских цехах часто слышался победный возглас и лились слезы радости. Ребята уже знали, что день победы недалеко, и устроили дежурство у репродуктора. Но дети есть дети — в момент, когда сообщили о капитуляции Германии, они мирно спали после очередной тяжелой смены. 
 
Потом на заводе был настоящий праздник, объединяющий, всеобъемлющий. Стройная, с тугими рыжими косами молдаванка Мария Кочу была признана стахановкой. В большом зале ее хрупкая фигурка затерялась, и когда назвали ее фамилию, то саму ее не сразу заметили. 
 
А когда поздравляли, водрузили девушку на стол — как символ Победы. Кроме денежной премии ей сделали подарок, о котором девушка и мечтать не смела, — туфельки на каблучке и отрез на пальто. И еще — пол-литра водки… Сначала не знали, что с ней делать, а потом начали отмечать победу, без закуски. Хватило по 100 граммов. Потом, конечно, было плохо… 
 

Погружение в прошлое 

В Советскую Молдавию Мария Сергеева вернулась в 1947 году. Родной дом был разбомблен, жили на квартире. С трудом она устроилась на работу в больницу. Ее трудовая книжка пестрит благодарностями, фотография в течение многих лет украшала Доску почета. Сейчас она живет одна, получает ничтожную пенсию и надбавку за медали. Почти половину денег приходится тратить на лекарства. Остальное уходит на молочко и картошечку, хотя иногда, как и в военные годы, все-таки хочется чего-нибудь вкусненького… 
 
* * *
…Мария Сергеева на жизнь не жалуется. Хотя продуктовый пакет, который ей собрали лицеисты, пришелся кстати. Но более она благодарна за то, что может рассказать историю собственной жизни, которая является фрагментом большой картины под названием «Победа». Она ценит то, что было у нее в жизни. И наверное, перелистывая в памяти самые яркие моменты своей биографии, она прежде всего вспоминает День Победы и те самые туфельки на каблучке…
 
Наталья Устюгова
газета "Коммунист"