Сто лет спустя, и завтра…

Перемен не избежать. Хотелось бы, чтобы нам хватило мудрости и принципиальности в этот чудовищно непростой период
Под занавес уходящего года принято оглядываться назад, чтобы вспомнить главные события и итоги. 2015-й был непростым годом переломной эпохи. События сыпались как из рога изобилия. И это неудивительно. Все в мире пришло в движение.
 
Примечательно, что лицо мира стало меняться стремительно и необратимо именно в канун столетия Великой Октябрьской социалистической революции. Импульс, заданный в начале ХХ века этим эпохальным событием, сохранил преобразующую силу. Но и через без малого сто лет противоречия современности все те же, что и тогда: всеобщий характер участия в процессах создания материальных благ и узкий круг присваивающих львиную долю создающегося в мире глобального продукта.
 
Одним словом, труд и капитал после относительного затишья 80-х и 90-х годов прошлого века к 2015 году вошли в жесткий клинч. Этот клинч определил и рост радикализма в политических тенденциях, и в немалой степени противостояние мировых игроков. 
 

Средневековье в XXI веке

Наследие СССР, последние куски былой промышленной мощи, было добито вместе с «миром и согласием» на Украине. И хотя боевые действия на юго-востоке этой страны удалось купировать и пригасить, противоречия остались и будут еще долго будоражить города и веси этой некогда изобильной и гостеприимной нашей соседки.
 
Террор, без сомнения, ключевое слово 2015 года. Терроризм в небывало организованной, структурно оформленной, до зубов вооруженной форме вышел на мировую арену, бросая вызов и великим державам, и простым обывателям. Черные знамена джихадистов, постановочные кровавые «шоу» массовых казней — страшное и парадоксальное возрождение средневекового мышления, религиозных войн и идеологических экспансий под лозунгом «чистоты веры». 
 
Очищение от скверны между тем — требование времени. «Шарли Эбдо» — символ перевернутой морали и абсолютной этической беспринципности. Куда дальше? Тысячелетний культурный опыт Европы отброшен, как ненужный фиговый листок. Выставляются напоказ порок, мерзость, душевная ущербность. Такой «канон» вряд ли укажет верное направление развития. Рыночность требует опредмечивания всего и вся. Душа и творчество не продаются, а посему заменяются суррогатами и симулякрами.
 
Но пули и взрывчатка предметны по-своему. Отравленные ядом радикализма души материализуют насилие в самых отвратительных формах. Чтобы противостоять, нужно иметь в душе опору и идеал. «Шарли Эбдо» и все ему подобное — это отрицание идеала, отрицание будущего. Джихадизм тоже отрицает будущее. Сумрачный проект радикально заточенного государства на основе неорабовладения и уничтожения предшествующего богатства культурного развития, разве не является он другой стороной отрицания в духе «Шарли Эбдо»? Крайности смыкаются и подпитывают друг друга. 
 
У миллионов людей включен Интернет, но выключены мозги. Выключенность из реальной жизни в 2015 году проявлялась массовыми кампаниями в социальных сетях, кампаниями, симулирующими реакции на остросюжетные события, а на самом деле апробирующими технологии манипуляции и управления сознанием.
 

Молдова — с поправкой на особенности

Молдова прожила этот год вместе со всем миром — по-своему, с поправкой на наши особенности, в своем укоренившемся в последние годы неблагополучии. 
 
Манипуляции и обман были ключевыми словами молдавской действительности на протяжении всего года. Разоблачения, уходы, отставки, посадки, дискуссии, палаточные городки и акции протеста — имитация активности, направленные усилия для того, чтобы под занавес вывести на политическую авансцену некоего кандидата, уже побывавшего в роли премьера, неолиберала и мультимиллионера, гражданина Румынии Иона Стурзу. Что дальше? 
 
Противоречия будут нарастать и могут попросту обрушить государственность нашей страны. Повторение уже происходившего — важный момент общественного развития. Правда, если первоначальные события влекут за собой реальные изменения, то повторяющийся через годы кризисный период означает по-научному катаморфоз, или гибель общественной действительности, которая себя изжила.
 

* * *

Мир предчувствует изменения. Перемены будут, их не избежать нигде и никому. Хотелось бы, чтобы нам хватило мудрости, знаний, терпения и принципиальности в этот чудовищно непростой период. Впереди будущее, новые горизонты. Ветер века дует в новые паруса. Не замечать этого глупо, противиться этому преступно.
 
Михаил Лупашко
газета "Коммунист"