Предвижу возражения «евроинтеграторов», что 100 дней — слишком малый срок и что надо подождать ещё. Если так, так отчего же вы не подождали с предыдущим правительством Стрельца, которое так и не дожило до стодневия? Ну да, вы просто выполняли приказ.
Как водится, все обещания премьера взяться за гуж социальных проблем моментально отступили перед окриками из Брюсселя заняться четким планом приоритетных изменений в ключевых областях, внесенных в дорожную карту, переданную Евросоюзом. Поясняю: дорожная карта — это такой документ, где указано, как Молдова будет управляться извне и как Европа будет давать деньги для «распила» нашим властям.
Перед этим Филип поехал в Брюссель поклянчить денег, но миссию свою с треском провалил. Он не смог выдавить слезу из евродепутатов, сколько ни утверждал, что Республика Молдова развивается ударными темпами, а соглашение о евроассоциации внедрено по самое не могу.
Денег нищенствующему молдавскому премьеру не дали, выдали показательную порку. После окончания доклада еврочиновники презрительным тоном отчитали Филипа, как нашкодившего мальчишку, и заставили его краснеть и потеть, не постеснявшись задать «неудобные» вопросы.
Но первый свой вояж Павел Филип совершил, согласно укоренившейся традиции, в Бухарест. За инструкциями от «старших братьев» и «очень старшей сестры» — помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд.
Результаты не заставили себя ждать. Вскоре в Кишиневе презентовали идею создания инвестиционного фонда, своеобразного «плана Маршалла Румынии для РМ» (автор — небезызвестный Дан Дунгачиу).
В плане предлагается на деньги запрутского бизнеса выкупать национальные активы и участвовать в приватизации крупнейших стратегических предприятий — «Железной дороги Молдовы», Poşta Moldovei, Moldtelecom, «рубить капусту» на строительстве газопровода Унгены — Кишинев и т. д.
Обещанная Филипом пламенная борьба с коррупцией тоже успехов не приносит. Да и как может принести, когда в коррупции замазана вся руководящая верхушка страны, а правосудие напоминает официанта с его «чего изволите»?
Но дабы кинуть кость плебсу, арестовывают третье-разрядных чиновников типа директоров и бухгалтера ГП «Дом Печати», директора комратского ГП Sud-A-Con и прочих незначительных лиц. Зато продолжает благоденствовать министр обороны Анатолий Шалару и даже входит в состав кабинета. Судья, замешанный в коррупционных скандалах, Михаил Поалелунжь назначается главой Высшей судебной палаты. Не бедствует и нынешний мэр Оргеева Илан Шор — да мало ли примеров. А украденный миллиард никто, похоже, искать не собирается. В том числе и правительство Филипа. Потому как глава кабинета получил завуалированный приказ от председателя парламента Андриана Канду — дескать, стыреннный «лярд» — это ерунда на постном масле, переживем.
Победить коррупцию (на словах) желает и ЕС, но как он будет ее побеждать c помощью политических коррупционеров в парламентском «большинстве» и представителей олигархической системы — неясно.
Впрочем, один метод антикоррупционной борьбы правительство предложило: наказывать покупателей за то, что они не берут в магазинах чеки.
В области социальной правительству Филипа после 100 дней тоже нечем похвастаться. Все его обещания — не более чем мыльные пузыри. Правительство вступило в новый год без бюджета и формирует программу деятельности на ходу. Заранее названа цифра бюджетного дефицита — 4 миллиарда леев, более 10 процентов. Это в два раза больше, чем в 2015 г. О какой-то попытке модернизации экономики, создания рабочих мест и развития производства товаров и услуг говорить не приходится.
Правительство Павла Филипа ставит себе в заслугу повышение пенсий и снижение тарифов на электроэнергию и тепло. Однако «повышение» было проведено столь странным образом, что пенсионеры начали получать меньше, чем было. Что касается снижения тарифов на электроэнергию, то нам с гордостью заявляют, что они понизились на 11 процентов, и граждане вместо 2,16 лея за киловатт-час платят 1,92. Правда, если хорошенько вспомнить, то для начала нам этот самый тариф повысили на 30 процентов... Затем опустили на 11. Ура Филипу?
К тому же закупочная цена электроэнергии с 1 апреля сократилась на 28 процентов. Берем старую цену за отпускаемую для Молдовы электроэнергию — 6,8 цента, отнимаем 28 процентов = 4,896 цента. Берем тариф 2,16 лея, отнимаем 28 процентов = 1,5552 лея. Вопрос: почему тариф для населения 1,92 лея, а не 1,5552? И еще. Если закупочная цена электроэнергии для Молдовы 4,896 цента, т. е. 96 банов, почему мы должны платить 1,92 лея? Чем обоснована стопроцентная надбавка?
И ежели снизились тарифы на электроэнергию, отчего цены на продукты не снижаются, а напротив, растут?
«Падение» цен на тепло-энергию, называемое в числе достижений кабинета Филипа, отчего-то не отражается в квитанциях на оплате. Что могут подтвердить жители республики.
Что еще? Ах да, обещание снижения числа сограждан, работающих за рубежом, за счет внедрения комплексной программы социальной интеграции. Хоть что-то сделано в этом направлении за 100 дней, пусть один маленький шажочек?
Отсюда вывод: правительство Павла Филипа не справляется с поставленной задачей ликвидации кризиса в Молдове. И не справится. Ни за сто дней, ни за тысячу. Вывод из вывода: кризис не будет преодолен до тех пор, пока министерские портфели будут делиться по партийному принципу, а не по профессиональному. А вы, друзья, как не садитесь…
Евгений Мариан
газета "Коммунист"