С формальностями покончено

Тема

Ритуальный набор действий, сопутствующих нынешнему послевыборному периоду, похоже, исчерпан. Витринные этапы пройдены: радикалы выведены за формат власти, картонного кандидата в премьеры вынесли за кулисы. Теперь всё должно пойти по-серьезному.

 

12 февраля сего года закончилось время игр и сомнительных заигрываний, прикрываемых фиговым листком обеспечения "европейского пути". Возможно, объективно эти игры были необходимы. Ну, не могли после 30 ноября прошлого года, по результатам состоявшихся выборов, ни ЛДПМ, ни ДПМ не вступить в переговоры со своим заклятым партнером - Либеральной партией. Очевидно, что и ЛДПМ не могла не предложить на премьерскую должность Юрия Лянкэ.

Как первое, так и второе было частью соответствующей увертюры, переходящей к, собственно, давно ожидаемому сюжету. Он настолько же прост, насколько и сложен: у страны должно появиться трезвое, компетентное правительство, способное сразу же включиться в разрешение накопившихся проблем.

Кабинет, представленный Юрием Лянкэ парламенту, на эту роль явно не тянул. Главным образом потому, что большинство из кандидатов предложенного состава доказали свое умение не столько устранять проблемы, сколько их создавать.

Коммунисты совсем не случайно накануне задавали Юрию Лянкэ вопрос о поименном составе его варианта кабинета министров. Помимо того, что сам Лянкэ фигурирует у ПКРМ в "черном списке", в этом же перечне ему составляют компанию большинство из тех, кого Партия коммунистов в свое время либо отправила в отставку за коррупцию (!), либо выражала им вотумы недоверия.

К этому же добавился и перечень красивых, но общих деклараций, который Юрий Лянкэ рекламировал в качестве "правительственной программы". Парламентские выступления показали, что такая "программа" - вызов для тех, кто понимает, чем именно исполнительная власть должна руководствоваться в своей работе, особенно в кризисные или околокризисные периоды, когда достижение конкретных параметров, показателей и сроков служит оправданием пребывания тех или иных лиц в управлении государством.

*   *   *

Собственно, задолго до дня парламентского голосования было ясно, что эта вынужденно выдвинутая кандидатура не особо заботилась ни продвижением поименного состава правительства, ни программой, ни - как следствие - решением проблем Молдовы.

Гораздо больше энергии и времени Юрия Лянкэ в качестве кандидата в премьеры заняли переговоры с теми, кто, по его мнению, был способен изменить формат правящего альянса, воткнув в него Либеральную партию Михая Гимпу.

Как выяснилось во всей этой ситуации, Юрия Лянкэ с Михаем Гимпу связывает многое. Настолько многое, что, как ультимативно заявил Лянкэ, после того как ему не дали стать вновь премьером, он будет добиваться незамедлительного пересмотра соглашения о формировании правящего альянса с тем, чтобы Либеральная партия вошла в него в обязательном порядке.

Между прочим Гимпу тоже не против этого, и со всей определенностью неоднократно заявлял, что в таком случае он согласен проголосовать за Лянкэ в качестве премьера. Если всё будет иначе, Гимпу не намерен участвовать в голосовании в принципе...

После озвучивания соответствующих заявлений в парламенте, многие журналисты естественным порядком задались вопросом, не намерен ли Юрий Лянкэ, в обиде за неизбрание премьером, взбунтовать фракцию ЛДПМ, предложившую его на этот пост. Основания для такого предположения есть. И их справедливость может подтвердиться уже в ближайшие дни.

Если так, то Юрий Лянкэ - и те, кто, возможно, к нему примкнет - становятся в ряд не только с Михаем Гимпу, но и с его антиподом Игорем Додоном, добивающимся проведения досрочных парламентских выборов. (Что такое сейчас для Молдовы досрочные выборы живо можно себе представить, если вспомнить, чем сопровождались недавние очередные: прогуливающий сессию парламент, бездействующее правительство - безвластие, по сути).

Последующее после 12 февраля поведение отвергнутого кандидата в премьеры Юрия Лянкэ интересует многих. С этим никто не спорит. Но настолько ли это важно для страны?
Не настолько. Для страны важно отнюдь не душевное спокойствие отдельных извлеченных из власти персоналий. Что действительно может быть важным для страны - так это ответ на вопрос, когда политики, управляющие нашим государством, от ритуальных танцев перейдут к делу?

Действительно, когда?

Юрий Дзятковский