На самом деле прекращение вещания NIT состоялось годом раньше с попранием всех юридических и моральных норм. А в 2013 году молдавское судопроизводство, превратившееся в сферу оказания услуг антинародной власти, поставило в этом деле точку.
Смотреть нельзя, выключить
Массовые акции протеста, организованные Партией коммунистов в феврале-марте 2012 года, заставили правящий альянс здорово перетрухнуть. Или, как говорят в определенных кругах, «захлюздить». Почесав затылки, руководство АЕИ решило нанести главный удар по телекомпании NIT. Лишив таким образом оппозицию средства массовой информации с миллионной аудиторией, а телезрителей — права на получение альтернативной информации.
Между тем телевизионные рейтинги недвусмысленно показывали, что телеканал NIT прочно занимал второе место в предпочтениях телезрителей, более половины граждан Молдовы смотрели его новости. Но когда правящему и поныне (пусть и под другим именем) альянсу было дело до интересов граждан страны?
И вот создается архиподлый прецедент: впервые за 21 год независимости Молдовы власть закрывает неугодный телеканал, при этом нарушает соответствующие процедуры, в частности — принуждает его остановить вещание до решения суда.
В бой брошены информативные преторианцы режима — Координационный совет по телерадиовещанию (КСТР). 2 апреля 2012 года NIT был лишен лицензии на вещание, а уже 5 апреля было принято решение о закрытии телеканала. Поражает оперативность. Решение, вынесенное к обеду 5 апреля, появляется в Monitorul Oficial, завезенном в киоски с утра 6 апреля. Каждый, кто хоть раз имел дело с государственным информагентством «Молдпрес» и типографией, скажет, что это абсолютно невозможно. Объяснение может быть одно: решение было подписано и отдано из КСТР еще до заседания 5 апреля.
В преддверии заседания у каждого из выступавших членов КСТР была заготовлена обличительная речь «о вреде и ангажированности NIT», а также о том, что закрыть его следует «во имя свободы и демократии». Здесь все ясно — любое издевательство легко обзывает себя борьбой. За справедливость. Еще лучше — во имя.
Через несколько часов после выхода Monitorul Oficial, госпредприятие Radio-comunicatii, находящееся в непосредственном подчинении министра информационных технологий и связи Павла Филипа (знаете его?), прервало вещание телеканала до завершения судебного разбирательства. Что было насквозь незаконным деянием. Кстати, есть сомнения в том, что, став главой кабмина, Павел Филип стал больше уважать законодательство.
В общем, Апелляционная палата Кишинева, а затем и Высшая судебная палата после годичного (!) рассмотрения дела NIT подтвердили, что КСТР отозвал лицензию по всем нормам. Тем самым суд показал, что каждое судебное дело у нас индивидуально и в случае с NIT беззаконие приветствуется.
При этом Высшая судебная палата переписала один в один решение Апелляционной палаты, не ответив ни на один из аргументов кассации телеканала NIT. И 2 мая 2013 г. в деле телеканала NIT в Молдове, как уже говорилось, была поставлена точка.
Глубоко по барабану
Европейские чиновники, как водится, возмутились закрытием телеканала NIT и попранием права граждан Молдовы на информацию. Что поделаешь, профессиональная обязанность — noblesse, как говорится, oblige.
Возмущение высказывали генеральный секретарь Совета Европы Торбьерн Ягланд и глава делегации ЕС в Кишиневе Дирк Шубель, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и еврокомиссар по расширению и политике соседства Штефан Фюле.
Но молдавским властям это было глубоко по барабану. Они знали, что в Брюсселе пошумят и успокоятся. Ведь даже закрытие NIT они цинично провели в то время, когда в Кишиневе находился председатель ПАСЕ Жан-Клод Миньон. Но не поставили его в известность об этом шаге. Например, об этом знала тогдашний вице-министр иностранных дел Наталья Герман (ныне претендующая на пост генсека ООН), но и словом не обмолвилась высокопоставленному гостю.
К сожалению, судебные игры не ограничились Молдовой, и подлость перешла европейский уровень. Европейский суд по правам человека уже три года рассматривает «дело NIT». Рассматривает, рассматривает, да все никак рассмотреть не может. А почему?
А потому, что, как известно, в каждом деле есть маленький человечек. В данном случае это гражданин Румынии Раду Панцыру, сын униониста и по совместительству судьи Конституционного суда Республики Молдова Тудора Панцыру. Именно через Раду проходят молдавские дела в ЕСПЧ. И если связать хотя бы перечисленные обстоятельства воедино, можно прийти к весьма близкому к правде ответу на вопрос, почему дело NIT в ЕСПЧ до сих пор лежит под сукном.
Хотя дело должно было быть рассмотрено в течение месяца-двух (все-таки не каждый день в Европе ликвидируется телеканал, тем более оппозиционный), оно пылится в Страсбурге уже четвертый год. Цивилизованная Европа хранит тишину, и похоже, ее вовсе не интересуют права человека в Молдове.
В заключение
Закрытие телеканала NIT вызвало в обществе споры о свободе мысли, плюрализме и даже демократии. КСТР создал себе печальную славу, которую подтвердил и в 2014-м, попытавшись прекратить вещание трех телеканалов. Это указывает на то, что соответствующая структура, которая должна была бы стоять на страже демократических принципов вещания СМИ, глубоко враждебна вещателям и телезрителям Молдовы. Ибо стоит его членам собраться на заседание, стоит им отметить, что им не нравится освещение каким-то вещателем каких-то событий — и очередная санкция готова. У нас до сих пор верят, что Европа нам поможет в «открытии» NIT, хотя она нами просто пренебрегает. Но люди верят — потому что этот телеканал был важен для многих граждан нашей страны; потому что верят всегда в хорошее, потому что не может быть всегда скверно. Они ждут и надеются, что он вернется.
Дмитрий Крымов
газета "Коммунист"