Все что отстоит от нас на историческом расстоянии, измеряющемся временными отрезками больше десяти лет, в силу присущей нашей эпохе суетности, мелочности и поверхностности, укутывается плотным туманом беспамятства.
Этот - чаще всего созданный искусственно - туман, служит хорошей ширмой для тех, кто изобретает некие исторические трактовки, концепты и теории, новоявленность которых порой граничит с шизофренией. Иначе как объяснить распространяемое в последнее время установочное мнение о некоем "примирении" с прошлым, относящимся к событиям Второй мировой войны. Дескать, сколько можно муссировать тему жертв, побед и уроков самой кровопролитной в истории человечества бойни?
Вот и прошедший с небывалым размахом юбилей Великой Победы, 70-летие капитуляции гитлеровского фашизма, подвергся небывалой ревизии и шизофреническим попыткам уравнять в исторических правах победителей и побежденных.
Кто же был победителем, а кто побежденным? Отчего те, кто нынче верно служат "золотому тельцу", плотно оклеенному зелеными купюрами с изображениями президентов США, не стесняясь больших скоплений людей в местах священных, на мемориалах и памятных плитах, позволяют себе провозглашать некое примирение с историей, а по сути - призывать к беспамятству и, в конечном итоге, к реабилитации агрессоров и оккупантов?
Очевидно и неотрицаемо - победителем во Второй Мировой войне, а для народов бывшего СССР Великой Отечественной войне, стало все человечество и представлявшие его на поле грандиозной битвы армии СССР, США, Великобритании и Франции совместно с Войском Польским, Народно освободительными Армиями Югославии и Китая, партизанскими соединениями Италии и Греции, бойцами сопротивления в Норвегии, Бельгии и Дании.
По большому счету, победителем стал и народ Германии, потому, что очистившись от нацистской инфекции и понеся огромные жертвы, немцы искупили свою вину перед историей. Немцы - но не фашизм, не Гитлер и его многочисленные приспешники и палачи народов Европы.
Победителями во Второй мировой войне стали все народы мира. Побежденными были армии гитлеровской Германии и милитаристской Японии, а также их сателлиты, ввергнувшие свои страны и вооруженные силы в бессмысленную бойню. Побежденными во Второй мировой войне, кроме Гитлера, Геринга, Геббельса и прочих нацистских маньяков, стали расстрелянные по приговору народных судов своих стран за военные преступления и поддержку агрессора итальянский диктатор Муссолини, венгерский фашист адмирал Хорти и румынский маршал Антонеску. Таков был приговор истории и его никто не в силах подправить или изменить.
Победители семьдесят лет тому назад ответственно и последовательно шли к тому, чтобы создать миропорядок, исключающий мировые войны. Для этого ими была создана Организация Объединенных Наций, организован международный военный трибунал в Нюрнберге, осуждены и уничтожены не только организаторы мировой бойни и тотального террора на оккупированных территориях, но и сама идеология и практика нацизма и фашиствующего милитаризма. Итогом человеческой мысли самого высокого полета стала принятая ООН в 1948 году, через три года после Великой Победы, "Всеобщая декларация прав и свобод человека", провозгласившая на все века последующего развития человечества, что: "Все люди, независимо от расы, цвета кожи, языка, социального или иного происхождения рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении другу друга в духе братства". Дух братства, о котором говорится в Декларации, возник на полях совместных сражений. О нем вели разговор и лидеры великих держав Черчилль, Сталин, Рузвельт. Это благородная и неистребимая идея, берущая начало в заповедях Христа Спасителя. Идея, которая не приемлет расового превосходства, подавления, подчинения по признаку грубой силы, рабства.
Братство на поле боя, идеи сотрудничества стран и народов противостояли и победили семьдесят лет тому назад идеи расового превосходства и вытекающие из них обоснования рабского существования для признанных неполноценными народов, а также людоедские планы по тотальному уничтожению тех, кого шизофреническая воля фюрера записала в "историческое удобрение".
Нацизм, через фашистские механизмы организации системы агрессивной военной политики и материализованной в лагерях смерти идеи массового уничтожения "второсортных, отсталых народов", принес странам Европы и республикам бывшего СССР неисчислимые бедствия. Стоит только на секунду закрыть свой исторический взор туманом беспамятства, как тут же раздадутся голоса о том, что не так все это было и страшно. Затем последуют некие кощунственные акции в пропитанных ужасом газовых камерах Освенцима, где наши современники европейцы с раскисшими от наркотиков и сытой праздности мозгами станут плясать в неглиже на фоне исцарапанных руками узников в предсмертных судорогах стен...
Вот он, результат "примирения" с историей. А уже точат свои ножи на слабосильных и раскисающих в беспамятстве жителей европейских городов бородатые парни из ИГИЛ и Аль-Каеды, нового пришествия человеконенавистнической радикальной, а значит наследующей гитлеровскому нацизму, идеологии.
Беспамятство делает народ бессильным, растворяющимся, исчезающим. Совершая акты беспамятства, отрицая роль Красной армии в освобождении своих стран от гитлеризма, некоторые европейские лидеры воистину не ведают, что творят. Без Великой Победы в мае 1945-го невозможна была бы объединенная процветающая Европа наших дней. Впрочем, не усвоившим прошлый урок, история преподает урок настоящий...
История вершится на наших газах, вершится через нас, через наши поступки, мысли, действия или бездействия. Непреложный закон исторического развития состоит в том, что никому не удавалось уйти от ответственности перед историей. Логика истории - это логика побед. В конечном итоге - побед добра над злом. Побед человеческого, над бесчеловечным. Побед справедливости над ложью, обманом и мерзостью предательства. Даже если для современников эти победы не очевидны и итоги битв проявятся в далеком будущем, как это было с восстанием под предводительством Спартака - первой в истории человечества справедливой войне угнетенных против угнетателей. Но великий моральный императив той, не ставшей победной, войны вдохновлял, в том числе и победителей гитлеровского фашизма.
Нам же, детям и внукам победителей, история дала величайшее оружие и величайшее право выступать их наследниками, нести их знамена, а в случае необходимости - встать на пути нового мирового зла.
Михаил Лупашко