Косовский синдром

Мир вокруг нас

Политика: горячие точки

Н

ад проблемой Косово скрещены дипломатические копья,
причем, скрещены яростно. Стороны, имеющие разные подходы к
сути этой проблемы, зачастую используют для доказательств
одни и те же аргументы, трактуя их в свою пользу. Косово
стало полигоном, на котором испытывается оружие
дипломатических уловок и проверяется сплоченность
участников этого ристалища вокруг своих лидеров. Маленький
клочок земли, имеющий чуть более двух миллионов жителей,
превратился в зону тревоги, и стал своеобразной фишкой,
которую перебрасывают с руки на руку власть имущие стран -
модераторов политики, экономических гигантов,
демонстрирующих в попытках доказательств и свои военные
мускулы. Конечно, этот опасный смерч вокруг Косово
вращается не потому, что всем тем, кто определяет
политическую погоду в мире, нечего делать. За всеми этими
действиями стоят интересы, серьезные интересы - заметные
невооруженным глазом и глубоко скрытые.

Игра не по правилам

За последнее время президент США уже трижды заявлял о том, что его страна готова признать независимость края Косово, а во время недавнего пребывания в Тиране отверг возможность дальнейшего диалога между Белградом и Приштиной - по его словам, время переговоров истекло, и Косово как можно скорее должно стать независимым. Набранная Бушем инерция на проталкивание решения по Косово уже заставила его даже угрожать, что США готовы проигнорировать мнение Совбеза ООН и в одностороннем порядке признать Косово самостоятельным государством.

Безусловно, под давлением Вашингтона прошла и еще одна игра не по правилам: в середине прошлого месяца в Париже состоялось заседание так называемой "контактной группы" - США, Германия, Великобритания, Франция и Италия. Оно стало открытой блокировкой Москвы в вопросе решения проблемы Косово и, на мой взгляд, бестактностью с точки зрения политической дипломатии. Ведь Россия тоже входит в число держав этой "контактной группы", задействованных в урегулировании проблем на территории бывшей Югославии. Но так как на данном этапе Москва не поддерживает намерение США и ряда западных стран предоставить краю Косово независимость, и был проведен в Париже этот "межсобойчик". Позиция России остается на платформе необходимости терпеливого без ограничения времени поиска компромиссной развязки, устраивающей Белград и Пришвину.

Как говорил русский писатель и драматург Антон Чехов, если в первом акте на стене висит ружье, то в третьем акте оно должно выстрелить. И хотя сказано это было относительно к театру, но и в политике есть очень многое от театра. Ведь, по сути, создание в "контактной группе" еще одной "группы", дирижируемой Вашингтоном, который после развала СССР действует по принципу "я прав всегда", и есть то самое "ружье", которое выстрелит в третьем акте разыгрываемой "политической пьесы".

Внешне все o`key!

Накал в полемике сторон, находящихся на разных позициях по проблеме Косово, с приближением к финишной прямой возрастает. Сегодня уже абсолютно понятно, что натовской войной 1999 года проблема этого края не была разрешена. Остается неопровержимым фактом и то, что все восемь лет, прошедших после той войны, Косово продолжает оставаться дестабилизатором обстановки как внутри региона, так и на Балканах в целом.

Действия США и ряда европейских стран демонстрируют, что операция "независимость Косово" вступила в завершающую стадию и намерена быть решена в соответствии с планом Ахтисаари. Этот документ предусматривает предоставление Косово ограниченного суверенитета, согласно которому верховную законодательную и исполнительную власть будет осуществлять аппарат так называемого Высокого представителя (OHR). Он будет находиться и на вершине судебной системы, сможет принимать любое решение, вплоть до увольнения законно избранного президента.

Внешне получается все o?key!: власть Высокого представителя должна обеспечить самое главное - справедливость и равноправие. Но в связи с этим возникает несколько вопросов. Во-первых, предлагаемый планом Ахтисаари внешний контроль после представления Косово независимости почти зеркально будет повторять существующую там и сегодня систему "опеки": согласно решению Совбеза ООН в крае Косово после 10 июня 1991 года были развернуты и действуют по сей день Международное гражданское присутствие по безопасности и войска НАТО. Для чего же тогда необходимо спешить с отделением Косово от Сербии, если край так и останется фактически марионеткой? Более того, внешний контроль, ситуацию в крае не исправил. Наоборот, она усугублялась продолжением террора против сербов, горцев, цыган, турок, египтян. Вооруженные албанские банды не были демилитаризованы. Получила легальный статус так называемая Освободительная армия Косово (ОАК), которую албанцы начали формировать из радикальных отрядов боевиков еще до "усмирительной" акции НАТО. Край фактически превратился в рекрутский центр терроризма, базу международной организованной преступности, контрабанды наркотиков, работорговли и отмывания денег. Боевики, не пожелавшие разоружаться, продолжили бесчинствовать. Только по очень приблизительным оценкам за время присутствия "голубых касок" в Косово и Метохии (исторической колыбели сербской культуры и православия) убито и замучено более тысячи сербов, ранено около полутора тысяч человек, похищено около 1200 и изгнано из края более 200 тысяч. За время "миротворческой" миссии сожжено и разрушено 40 тысяч домов и 150 сербских храмов. Цель всех этих вандалистских действий - создание этнически чистого края и желание поторопить международные организации с предоставлением независимости.

Национальные интересы важнее

Есть невидимые, на первый взгляд, мотивы, которые объясняют, почему США и ЕС так спешат с предоставлением Косово независимости - пусть даже такой, усеченной. Мотивы, движущие этими двумя партнерами, разные. Например, почему на это, без особой охоты, но все же соглашается ЕС? Еще года два назад существовали факторы, которые предполагали возможность Брюсселю активно заниматься миротворчеством не только в зоне бывшей Югославии, но и на постсоветском пространстве. И он пытался без участия России даже решать этнические конфликты в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Нагорном Карабахе. Но геополитика на Европейском континенте меняется на глазах. И в этом основную роль играет фактор нефти и газа. Россия все увереннее начинает чувствовать себя на внешнем рынке и быстро осваивает принципы рыночных отношений. Уже достигнутые ею масштабы поставок углеводородов в Западную Европу заставляют политиков Евросоюза внимательнее взвешивать свои действия в отношениях сМосквой. Не могли они не сделать некоторых выводов и из мюнхенской речи Владимира Путина, в которой он впервые резко дал понять, что у России есть предел ее интересов, за который лучше не заступать.

Как Россия, в связи с новыми реалиями в решении проблемы Косово, может себя повести? Американская Christian Saience Monitor прокомментировала, что "брошенное сейчас Москве решение о продлении еще на три месяца срока до получения Пришвиной независимости является ни чем иным, как попыткой дать Москве возможность сохранить лицо". Но, скорее всего, США согласились на эту отсрочку по настоянию руководителей стран ЕС. Похоже, что по вопросу о статусе Косова желанного для Вашингтона евроатлантического единодушия нет. Так, пресс-служба комиссара Еврокомиссии по вопросам расширения ЕС Олли Ренна уже после прошедшего в Париже сепаратного совещания США и стран ЕС, сообщила, что "единственно приемлемым решением вопроса по статусу края Косово может стать документ, с которым согласятся все страны, входящие в число членов Совета Безопасности ООН". Это свидетельствует о том, что есть причины, из-за которых Запад не может ультимативно игнорировать мнение России.

Совсем недавно Москва сделала еще один шаг, который еще больше скорректирует в положительную сторону политическую и экономическую части партнерства в формуле "Евросоюз - Россия". Таким шагом стал только что задействованный Россией план строительства нового трубопровода, получившего название "Голубой поток". Около 900 километров магистрали пройдет по дну Черного моря и позволят транспортировать газ в страны Юго-Восточной Европы и Италию. Но "Голубой поток" - это не только диверсификация для обеих сторон. Это, во-первых, еще одна гиря на весах политического веса Москвы. А, во-вторых, если учесть, что в осуществлении этого проекта согласились принимать участие и ряд стран - членов ЕС, то это является подтверждение тому, что корпоративные экономические и политические интересы участников "евродома" не могут перевесить национальные интересы отдельных стран. И Россия умело дергает за эту "ниточку".

Заморочки для Евросоюза

Серьезные головоломки Брюсселю подбрасывают новые страны Евросоюза. Неразбериху чинят своим упрямством братья Качиньские. Польша стала сегодня "капризной барышней", выторговывающей себе привилегии, требующей изменения маршрутов строящихся топливных трубопроводов и втягивающей Брюссель в "мясные" конфликты с Россией. Оппозиционная подковерная эквилибристика Великобритании, проблемы с несанкционированным перетоком рабочей силы, хлынувшей из Румынии и Болгарии, быстро растущее количество нелегальной имиграции и безработица - все эти неурядицы требуют усиления внимания к своим внутренним проблемам. Поэтому ЕС выгоднее переложить на США "опеку" над горячим и беспокойным балканским узлом, ставшим пороховой бочкой Старого Света. Но, понятно, Брюссель хотел бы, чтобы Вашингтон играл при этом по устраивающим всех правилам.

Для США независимость края Косово, который сегодня часто называют "непотопляемым авианосцем США", позволит получить немало политических преференций. Многое разъясняет то, из кого должен быть сформирован при реализации плана Ахтисаари аппарат Высокого представителя. Его формируют девять основных стран Западной Европы, в том числе США и Россия, а также Турция, представляющая одновременно Организацию Исламская Конференция. В действительности же, список стран, реально влияющих на ситуацию, значительно короче - это США, Великобритания, Германия и Турция.

Кроме того, предоставление Косово независимости de jure будет означать, что оно станет государством в международно признанных границах, а значит станет членом ООН и ОБСЕ и будет иметь в этих организациях право голоса. На чьи весы ляжет этот голос, комментировать не надо. Не требует пояснений и то, войдет ли Косово в НАТО. Весьма важным для США является и еще один аспект: независимое Косово не создаст никаких проблем для дальнейшего пребывания там самой большой не только в Европе, но и в мире американской военной базы "Бондстил".

Болезнь - "косовский синдром"

Английская The Financial Times назвала план Ахтисаари "уздечкой" для Европы. Сегодня вряд ли может вызвать сомнения, что для того, чтобы иметь в руках вожжи от такой "уздечки", США и спровоцировали балканскую войну, последствия которой, главным образом, касаются не Вашингтона, а напрягают Европу. И, скорее всего, признание независимости Косово может спровоцировать новую болезнь - "косовский синдром", разжигающий новые конфликты. У ряда политологов есть мнение, что Косово является "торпедоносцем", обеспечивающим планы исламизации Европы. Ведь уже сегодня заметна активизация албанцев, живущих в Македонии, Черногории и на юге Сербии (Прешево, Медведже, Буяновиц). Есть ли гарантия того, что в этих албанских анклавах не разгорятся такие же процессы, какие происходили в Косово и, благодаря которым, оно получит независимость?

Таких гарантий нет. И не таким уж невероятным может случиться появление здесь следующих по счету албанских квазигосударств или на базе объединения этих мелких стран появление одного мощного исламского государства. Все это возможные варианты будущего, но уже сегодня ясно и другое: подобные центробежные процессы в "подбрюшьи" ЕС позволяют американцам сохранить свое влияние в Европе, демонстрировавшей в последнее время излишнее стремление к самостоятельности.

Вот что пишет в связи с этим The Washington Times: "Косово - грядущая внешнеполитическая катастрофа. Вместо того, чтобы выстраивать стратегическую позицию в этом важном регионе в союзе с сербами и греками, которые были нашими верными друзьями в обеих мировых войнах, мы по сути изменили им с Боснией, албанскими и косовскими мусульманами. С Албанией, Боснией и Косово у Европы будет три мусульманских государства на Балканах: Отсюда в течение пяти веков шли османские армии, чтобы распространять ислам по Европе. Сегодня в регионе зреет еще более зловещая угроза. По некоторым оценкам, до 90 процентов героина поступает в Европу с Балкан. Потоки нелегальных иммигрантов беспрепятственно проходят через этот регион в сердце Европы. Среди террористов, непосредственно причастных к атакам 11 сентября на Америку и терактам в Испании и Великобритании, были джихадисты родом с Балкан".

В подобных категориях недавно охарактеризовал главное достижение американской внешней политики на Балканах председатель комитета по международным делам Палаты представителей США республиканец Том Лантос. По его словам, кампания за независимость Косово - это "еще одно напоминание правительствам мусульманских стран о том, что Соединенные Штаты возглавляют усилия по созданию мусульманского государства в самом сердце Европы".

Неоправданные уступки

Нервно прореагировал на желание США устранить его от переговоров и один из главных фигурантов проблемы - Белград. "Односторонняя независимость обречена на неуспех", и "ключ для решения вопроса не в силе, а в уважении международного права и решения ООН", - заявил уже через несколько часов после кулуарного заседания "контактной группы" премьер-министр Сербии Воислав Коштуница. Однако некоторые аналитики полагают, что экспрессивные речи сербских политиков так останутся просто риторикой. За годы, прошедшие после бомбардировок страны авиацией НАТО и развала федерации, Белград многократно разражался гневными заявлениями, а на деле, делал уступку за уступкой и шел на соглашения, которые фактически подрывали суверенитет страны. Директор отдела "Программы России и стран СНГ" Германского совета по внешней политике Александр Рар назвал "политической близорукостью" подписанное в 2005 году главой сербского МИДа и генсеком НАТО "Соглашение о линиях сообщения НАТО через территорию Сербии и Черногории". Этот документ теперь позволяет войскам Альянса беспрепятственно передвигаться по территории этих стран в любом направлении. "Видимо, Белград это сделал в благодарность за принесенную на крыльях натовских бомбардировщиков демократию", - написала в связи с этим московская "Независимая газета".

Сегодня Белград ужу не имеет в Косово никаких рычагов. Благодаря тонко спланированной Вашингтоном многоходовой игре, за последние 8 лет этот край стал абсолютно независимым от Сербии образованием. Там действуют свои властные структуры: парламент, правительство и президент избраны в соответствии с предписаниями ООН. Ведется самостоятельная экономическая политика, и в качестве платежного средства вместо сербского динара используются мировые валюты. Конечно, в Белграде понимают, что, учитывая все это, вернуть себе контроль над той частью Косове, где проживают почти 2 миллиона албанцев (а это 90% территории), невозможно. Исходя из этого, сербские политики постараются максимально использовать поддержку России и выторговать себе гарантию вступления в ЕС и солидные финансовые вливания в экономику.

Свет в конце туннеля

В прессу просочилась информация, позволяющая предполагать, что Москва и Белград уже имеют вариант, который даже предварительно обговаривался между Белградом и Приштиной. Такой вывод сделан на основании заявления министра по делам Косово в правительстве Сербии Слободана Самарджича. Его страна настаивает, сказал он, на продолжении переговоров на основе новой платформы, содержащей, по его словам, "ряд серьезных компромиссов". Не названные источники сообщают, что суть этой новой платформы - разделение края Косово по существующей там сегодня этнической границе.

Предположительно, обсуждению возможного раздела Косова была посвящена полуофициальная встреча верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьера Соланы с высокопоставленным российским дипломатом, имевшая место в конце прошлого месяца в Вильнюсе. Как предполагает сотрудник сербского МИДа, Солана предложил российской стороне сделку - после того как Совет Безопасности ООН отвергнет, с помощью российского вето, американскую резолюцию, предусматривающую независимость Косова, Евросоюз предложит план раздела края. И нет сомнения, что, если на это согласятся обе стороны, России останется только поддержать такое решение, не поступившись при этом декларируемыми принципами. Но тот свет в конце туннеля, который начал просматриваться в этой горячей точке Балкан, скорее всего, еще не выведет на прямую и безопасную дорогу. Инерция косовской проблемы еще довольно сильна.

Проявляя сегодня твердость в отстаивании заявленной позиции, Москва тоже преследует определенные интересы. Благодаря этому, она уже выиграла время для получения уступок в решении этнотерриториальных конфликтов в своем ближнем зарубежье. По поводу конфликта в Приднестровье Россия может вернуться к проекту Козака о федерализации Молдовы. Ведь подписание этого документа не состоялось только в связи с "рекомендациями" Кишиневу, последовавшими от Запада. Теперь, скорее всего, такого несогласия со стороны Запада не будет. И молдавский президент Владимир Воронин на фоне наблюдаемого в последнее время потепления между Москвой и Кишиневом, соглашаясь вернуться к плану Козака, тоже может добиться от Москвы определенных преференций.

Решение абхазской и южноосетинской проблем, скорее всего, будет оставаться предметом дальнейшего торга, от чего продолжат проигрывать и Грузия, и самопровозглашенные регионы. И опять же будет это происходить потому, что Грузия является для США важным стратегическим плацдармом в Закавказье. Кроме того, Вашингтон продолжит использовать "темперамент" Михаила Саакашвили как раздражитель Кремля и катализатор смуты на постсоветском пространстве. Но Москва будет еще меньше прислушиваться к "настойчивым рекомендациям" и "урокам демократии", от кого бы они не исходили, и будет действовать в собственных интересах, как это делают все ее западные партнеры.

((0000, Анатолий ДАШКЕВИЧ
Франкфурт-на-Майне))