28 июня 1940 года не является ординарной датой в истории народов Республики Молдова. 75 лет прошло с того дня, когда были устранены последствия вероломной оккупации румынскими войсками в январе 1918 года Молдавской Народной Республики и нелигитимного голосования 27 марта 1918 года временного органа власти республики Сфатул Цэрий по её вхождению в состав Великой Румынии. Так как голосование Сфатул Цэрий за присоединение МНР к Румынии произошло под давлением иностранных оккупационных войск, Советское правительство не признало его правоверным. Тем более что чуть раннее, 5-9 марта 1918 года, между правительствами Советской России и Румынии был подписан договор, по которому Румыния обязалась освободить Бессарабию. В заключенном договоре так и было сказано: очистить Бессарабию от румынских войск.
Однако условия этого международного договора не были выполнены румынской стороной. В Бессарабии был установлен военно-полицейский режим, и законом было введено военное положение, которое длилось 22 года. Население края всячески сопротивлялось режиму. Произошло несколько вооруженных восстаний - Бендерское, Хотинское и Татарбунарское, подавленные в крови. Бесчинства румынских властей перешли за все рамки разумного, что заставило французского писателя Анри Барбюса по этому поводу написать книгу "Палачи". Протесты населения против режима оккупации, установленного румынскими властями, продолжались все 22 года. В течение всего этого времени Советское правительство неоднократно поднимало вопрос освобождения Бессарабии, так переименовали Молдавскую Демократическую Республику румынские власти, однако Бухарест, пользуясь поддержкой Англии и Франции, каждый раз отвечал резким отказом.
Однако в мае 1940 года произошел поворот во внешней политике румынских правящих кругов. Они открыто предложили германскому фашизму свои услуги в борьбе с Советским Союзом. Политика румынской олигархии создавала серьезную угрозу безопасности юго-западных границ СССР, а поспешность, с которой королевская Румыния сближалась с фашистской Германией, со всей очевидностью подтверждала, что разрешение бессарабского вопроса не терпит дальнейшей отсрочки, ибо оккупация гитлеровским вермахтом территории Румынии, а вслед и Бессарабии была лишь вопросом времени. Советское правительство не могло допустить появления германских войск на берегах Днестра, вблизи важных промышленных и культурных центров юга СССР, и сочло необходимым прибегнуть к соответствующим мерам, чтобы склонить правительство Румынии пойти на мирную ликвидацию советско-румынского территориального конфликта.
26 июня 1940 года Советское правительство через румынского посланника в Москве Давидеску направило правительству Румынии ноту, в которой сообщалось, что СССР никогда не мирился с фактом насильственного отторжения Бессарабии и открыто заявлял об этом всему миру. "Теперь, когда военная слабость СССР отошла в область прошлого, а создавшаяся международная обстановка требует быстрейшего разрешения полученных в наследство от прошлого нерешенных вопросов для того, чтобы заложить наконец основы прочного мира между странами, Советский Союз считает необходимым и своевременным в интересах восстановления справедливости приступить совместно с Румынией к немедленному решению вопроса о возвращении Бессарабии Советскому Союзу". В конце ноты от 26 июня 1940 года правительство СССР выражало надежду, "...что Королевское правительство Румынии примет настоящие предложения СССР и даст возможность мирным путем разрешить затянувшийся конфликт между СССР и Румынией". Однако румынские правители пытались любой ценной отсрочить решение вопроса, полагая получить поддержку от правительств Германии и Италии. Но эти страны отказали в помощи Румынии, и ее руководство приняло предложение СССР.
Исходя из этого согласия, Советское правительство 27 июня 1940 года во второй своей ноте предложило королевской Румынии очистить от своих войск Бессарабию и Северную Буковину в течение четырех дней, начиная с 2 часов дня по московскому времени 28 июня. В тот же период Красной армии предстояло вступить на территорию Бессарабии и Северной Буковины и взять под свою защиту жизнь и имущество населения этих территорий.
27 июня 1940 года, после принятия советских предложений, король Румынии отдал приказ о полной мобилизации румынской армии и обратился к правительству Германии с просьбой прислать в Румынию немецкие войска под видом "военной миссии".
Вечером того же дня Бессарабская областная партийная коммунистическая организация и все находившиеся под ее руководством и влиянием нелегальные общественные организации вышли из подполья. Совместным решением Бессарабского обкома и Кишиневского горкома партии был образован Бессарабский временный революционный комитет (ВРК) во главе с С. Д. Бурлаченко. ВРК стал временным революционным государственным органом рабочих и крестьян. Он взял на себя всю полноту власти в крае на переходный период, всю полноту ответственности за жизнь и имущество населения, за сохранность национальных богатств Бессарабии и соблюдение общественного порядка и спокойствия на ее территории до подхода частей Красной армии и восстановления органов Советской власти в крае. Для выполнения этих задач и функций, по указанию и под руководством Бессарабского ВРК, в ту же ночь и утром 28 июня в уездах, городах, волостях и селах края были созданы временные революционные комитеты, образованы вооруженные народные дружины и отряды милиции, а также комитеты содействия Красной армии. На промышленных предприятиях, на транспорте, в органах связи - временные рабочие комитеты.
Обком и горком партии, выражая думы народных масс, опубликовали воззвание к народу, в котором писали: "Граждане освобожденной Бессарабии! 22 года население Бессарабии, кровью своей завоевавшее, наряду с другими народами бывшей царской России, свободу, стонало под игом белорумынских захватчиков... Сегодня будущее, о котором мечтали, становится настоящим... Граждане! В день долгожданного праздника окажем достойный прием героям-освободителям - армии трудящихся всего мира".
Весть об освобождении из-под гнета румынских оккупантов молниеносно облетела всю Бессарабию. Жители Кишинева, как и других городов и сел, с утра 28 июня заполнили улицы и площади. Всюду радостные и возбужденные лица, даже незнакомые обнимались и поздравляли друг друга. Народ торжествовал, видя бегство оккупантов из Бессарабии. Люди несли плакаты, красные знамена. Большая группа горожан направилась к кишиневской тюрьме, названной французской газетой "ле дефанс" - "тюрьмой-могилой", - разогнала перепуганную стражу и вызволила из камер 600 политических заключенных. В тот же день в городе Хотине были выпущены из-под ареста 35 человек, а в Липканах - 65 человек, схваченных сигуранцей лишь несколькими днями ранее и обвиняемых в принадлежности к подпольным коммунистическим организациям. Во многих населенных пунктах большие группы людей блокировали полицейские и жандармские участки, помешали им учинить расправу над арестованными или увезти их в Румынию.
28 июня 1940 года, в 2 часа дня по московскому времени, Красная армия вступила на территорию Бессарабии и Северной Буковины, взяв под защиту жизнь и имущество местного населения. Не прошло и получаса, как красноармейцев восторженно принимали жители Бендер, Оргеева, Резины, Аккермана, Сорок, Хотина... К вечеру того же дня -Кишинева и Бельц. Документы тех времен свидетельствуют, что население Бессарабии, вопреки утверждениям нынешних фальсификаторов истории, восторженно приветствовали Красную армию, принесшую им свободу. Возгласами "Ура!" встречали жители населенных пунктов Бессарабии красноармейцев, осыпали их цветами. Во многих населенных пунктах Бессарабии проходили митинги, на которых простые люди давали оценку событиям 28 июня 1940 года. Приведем лишь несколько примеров. На митинге в селе Воловица, Сорокского уезда, крестьянка-старушка Дарья Цыганюк заявила, обращаясь к воинам освободителям: "В темной тюрьме прожили мы 22 года. Только от вас, сыны и братья наши, ждали мы освобождения. Большое материнское спасибо вам, красные бойцы! Спасибо от нас, от детей наших и внуков!"
Чувства жителей освобожденного Кишинева запечатлело письмо рабочих городской электростанции М. Даскэла, Л. Коломийца, И. Крецу, А. Матееску, Р. Молдовану, Е. Романчук и других, адресованное советским воинам: "Освобождение произошло так молниеносно, что каждый из нас спрашивает себя: не сон ли? Улицы города никогда не были такими, какими мы видим их сейчас. Везде видишь радостные лица. День 28 июня 1940 года навеки останется в нашей памяти... Кончился тяжелый кошмар, наступила новая эра. Новая жизнь началась для каждого из нас. Мы не находим слов, чтобы выразить вам нашу безграничную благодарность, дорогие товарищи".
Рабочие, крестьяне, интеллигенты, познавшие "прелести" оккупационного режима, сами убедились, в том, что воины Красной армии вступили в Бессарабию не как завоеватели, а как освободители. Позднее, в годы Великой Отечественной войны, сигуранца со злобой вынуждена была признать факт, что жители Бессарабии с энтузиазмом встречали Красную армию. В архивах сохранилось несколько сотен донесений секретных румынских служб о радостных встречах солдат Красной армии в селах и городах Бессарабии. В годы Второй мировой войны румынские оккупационные власти потом мстили населению за их отношение к красноармейцам. Очень многие за это попали в тюрьмы и концентрационные лагеря.
В течение 29-30 июня 1940 года вся территория Бессарабии была освобождена и полностью перешла под контроль Красной армии. Тем самым воспрепятствовав отступавшим оккупантам вывезти в Румынию награбленное в Бессарабии народное добро.
Мирное разрешение бессарабского вопроса и восстановление советской власти в Бессарабии 28 июня 1940 года - результат не прекращавшейся в течение 22 лет кровопролитной, героической, освободительной борьбы населения оккупированной Молдавской Народной Республики и усилий Советского правительства по справедливому решению вопроса о Бессарабии.
28 июня 1940 года - поворотный пункт в истории молдавского народа, который открыл новую эпоху в его развитии, не имеющий себе равных в прошлом. Этот день положил начало коренным политическим, социальным, экономическим и культурным преобразованиям в крае. Освобождение Бессарабии открыло путь к восстановлению национального единства молдавского народа, к возрождению молдавской государственности и молдавской нации. Днестр перестал искусственно разделять молдавский народ на две части. Молдавское население обоих берегов Днестра получило полную возможность осуществить свою мечту о воссоединении. В том же году 2 августа VII сессия Верховного Совета СССР приняла Закон "Об образовании Молдавской Советской Социалистической Республики и о принятии ее в состав СССР", завершив, таким образом, легитимное возрождение молдавской государственности и нации. Тот факт, что из-за тенденциозной и волюнтаристской позиции Н. С. Хрущева, тогдашнего первого секретаря ВКП(б) Украины, Хотинский и Аккерманский уезды Бессарабии с Черноморским побережьем и устьем Дуная, а также 8 районов из 14 бывшей Молдавской АССР были включены в состав Украины, не умаляет значения дня 28 июня в судьбах молдавского народа. Дата 28 июня по-настоящему является Днем освобождения молдавского и других этносов края от румынской оккупации и по праву заслуживает быть отмеченной красным цветом в календаре.
А. Дубровский,
доктор истории