В ассоциацию входит более ста прекрасных дам, которые в суровых условиях военной жизни смогли сохранить женственность, красоту и душевное равновесие. Повидавшие смерть, они относятся к жизни по-иному, с трепетом. Каждая из этих женщин заслуживает отдельного рассказа, отдельного посвящения. Они все разные, но их объединяет частица общего афганского прошлого, породнившего их, сделавшего их сестрами.
У каждой «женщины-афганки» на той войне была своя миссия. Врач-бактериолог центрального военного госпиталя Кабула Тамара Фадеева предотвращала эпидемии. Инженер водопроводного хозяйства Наталья Лозан занималась жизнеобеспечением квартирно-эксплуатационной части Хайратона. Старший прапорщик Анна Кошмарчук, отдавшая армии 23 года своей жизни, была и радистом, и неоднократно принимала участие в боевых действиях.
Кто-то готовил еду, кто-то стирал, кто-то строил, кто-то лечил… Не о себе тогда думали наши «женщины-афганки», а о рядовых мальчишках, за которых переживали, как за родных сыновей.
И накануне Международного женского дня они говорили о непростом военном прошлом и не менее простом настоящем.
Председатель Ассоциации женщин — участниц боевых действий в Афганистане Екатерина Бобернага работала в реанимации в городе Шинданд.
«Мы тоже праздновали Международный женский день, но без лишнего пафоса, чисто символически, прямо на смене, — вспоминает Екатерина Бобернага. — Поздравляли нас грамотами и благодарностями, когда мы находились на дежурстве. А на смене нам было не до праздников. Помнится, совсем еще молодой парнишка попросил: «Сестра, подайте вашу руку», и с этими словами умер…
Их было много — юных остывающих рук. Мы слышали крики ребят, которые оставались без рук и без ног, и вместе с ними погружались в безграничную боль, которая всплывает вместе с воспоминаниями. Поэтому я хочу, чтобы все люди жили мирно, чтобы не было войны ни у нас в стране, ни где-либо в мире. Почти все наши женщины вошли в пенсионный возраст и, конечно, нуждаются в поддержке. Афганцам сохранили бесплатный проезд, но если бы вы слышали, как нас унижают некоторые контролеры. Они должны понимать, что если человек находился в военной зоне, то он уже ветеран боевых действий. Осколки и снаряды не спрашивали, солдат ты, врач или служащий. В Афганистане при обстреле погибла наша соотечественница Любовь Присакарь из Дрокии. Её привезли в цинковом гробу, и ей не нужен бесплатный проезд в общественном транспорте. Я благодарю Всевышнего, что все остальные женщины вернулись живыми.
Накануне 8 Марта хочу поздравить всех женщин, и особенно афганок, с этим прекрасным днем. Пусть они будут здоровы и счастливы и пусть им дарят красивые цветы — такие, как они сами».
Анна Кошмарчук:
«У нас не было праздников — ни 8 Марта, ни других. На праздничные дни мне всегда выпадало боевое дежурство. Наш замполит говорил, что я должна гордиться оказанным доверием. Я хочу пожелать женщинам, чтобы все они были здоровы и счастливы. Все остальное наживем, переборем и будем шагать с песней 9 Мая! И еще мы, женщины, которым довелось служить и работать в горячих точках, желаем всем мира!»
Наталья Лозан:
«У нас на границе было спокойнее, и мы дружно отмечали все праздники. Единственный раз, 7 марта 1986 года, у нас на складе потекла бомба, весь гарнизон вывезли в Ташкурган, и Международный женский день прошел стороной. Я желаю женщинам в первую очередь здоровья и мира. И еще желаю всем дожить до светлых дней, когда нас будут понимать и помогать материально. Очень многие люди, которые прошли Афганистан, находятся в бедственном положении. Эти сто леев, которые нам ныне ежемесячно выделяет государство, выглядят как подачка».
Тамара Фадеева:
«У нас были праздники только тогда, когда кто-то приезжал из Молдавии, привозил плацинды и молдавское вино, и неважно, какой это был день по календарю. Нашим женщинам я желаю быть всегда юными, любимыми, жить без горя и тревог. Пусть, несмотря на возраст, мужчины не сводят с вас глаз!»
Наталья Устюгова
газета "Коммунист"