В преддверии ренессанса

Главный вопрос эпохи — переосмысление тупикового пути индивидуализма, спекуляций и кризисов и возвращение к пути прогресса и сотрудничества
Живем в эпоху перемен, когда все может быть. Единственное, чего быть не может ни при каких обстоятельствах, так это чтобы дорвавшиеся до власти торгаши и барыги эту самую власть из своих цепких лап выпустили. Тут речь идет не только о родной нам Молдове. Торгаши и барыги — они везде одинаковые, разве что у них там масштабом покрупнее. 
 

Ключевое слово «украл»

Помните знаменитый советский фильм «Джентльмены удачи» — так вот там формула звучит такая: «Украл, выпил — в тюрьму!» Нынче все изменилось: украл, выпил — во власть, в мэры, пэры и прочие… (рифмуйте сами).
 
Власть из инструмента управления обществом — хорошего ли, плохого, но инструмента — выродилась в продажную девку на содержании крупных спекулянтов и барыг. Вот так трюк, вот так перерождение! 
 
Да что там говорить, не только в Молдове — по всему земному шару капитализм за последние десятилетия из промышленно-предпринимательского переродился в спекулятивно-финансовый. Кто контролирует денежное обращение мира — тот «рубит капусту», несмотря на войны и кризисы, и даже (даже!) благодаря им. Молдова — лишь малая клеточка в этой «Великой шахматной игре». Клеточка то белая, то черная. Сейчас очень черная. В том смысле, что белый цвет — это жизнь. А черный цвет — умирание. 
 
Восприняв после прихода к власти в 2009 году либерал-демократов и их пособников все «мировые тенденции» современного спекулятивно-воровского капитализма, Молдова, будучи страной маленькой, быстро стала жертвой крупных афер именно в системе финансов. После пресловутой «кражи века» падение уровня жизни в Молдове превратилось в неостанавливаемый, перманентный процесс. Так что договорятся либералы с демократами и с либерал-демократами, не договорятся, — для страны в целом мало что изменится. Спекулянт и барыга, даже если его дочь — красавица и научный сотрудник, иначе как аферами и воровством, перепродажей краденного мыслить не умеет, не может. 
 

По Марксу

В Китае, где меч коммунистического правосудия сечет, невзирая на ЕСПЧ и прочие придумки европейских «мечтателей», все спекулянты и барыги — «на учете», все они трудятся над умножением благосостояния китайского народа. Да, в Китае немало долларовых миллиардеров. Наверняка многие из них, согласно мировой тенденции, зарабатывают в сфере рискованных (скажем так для деликатности) финансовых операций. Ну и что? Коль так обстоит дело в мировом масштабе, то зарабатывают они как могут. Но сколько от этого заработка идет в карман спекулянту-барыге, а сколько в бюджет — вот вопрос вопросов! Контроль и учет со стороны коммунистической власти жесткий. Бывает, даже расстреливают некоторых особо вороватых… 
 
Тут уж ничего не поделаешь. Либо государственная машина обеспечивает процессы, способствующие росту благосостояния народа, либо эта машина служит интересам кучки крупномасштабных барыг и спекулянтов, которых в наше время называют олигархами. Кстати, слово «олигарх» по своей этимологии родственно древнегреческому «олигос» — алчный безумец. Так что еще в древности алчных и беспринципных нуворишей, мягко говоря, не любили. На то и придумали «народовластие» — представительные выборные формы государственной власти, которая бы основывалась на воле народа. Иначе не народный интерес будет соблюдаться, а тот, что обеспечивает 300 процентов прибыли. А мы помним, что там, где 300 процентов прибыли, преступление или война, или разорение целого континента — дело самое заурядно-капиталистическое.
 

С приставкой «нео-»

Хотя все меняется. И всему приходит свой естественный предел. Мир незаметно шагнул в новую эпоху. Все пришло в движение. Полетели ракеты и самолеты через моря и океаны. Пока что на головы радикальных джихадистов. Собственно, иначе как? Иначе эти радикалы станут спустя время запускать свои «подарки» всему остальному миру. 
 
Но задумаемся: кризис идеологии либерального капитализма получил в ответ появление радикальной джихадистской человеконенавистнической идеологии в форме псевдогосударства, неорабовладельческого «халифата» на Ближнем Востоке. В 30-х годах прошлого века ответом на кризис идеологии промышленного империализма стало появление фашизма и нацизма, причем тоже в формах одиозных государственных образований. Кто, кроме СССР, в то время мог реально противостоять этому симбиозу человеконенавистничества и военной мощи? 
 
Эпоха революции 1917 года потребовала возникновения СССР для решения эпохальных задач. С той поры прошло почти сто лет. Откат от магистральных направлений исторического прогресса обошелся народам бывшего СССР, да и всего мира ой как дорого! Сосчитать бы все жертвы военных авантюр и локальных конфликтов с начала 90-х по наше время во всем мире! Миллионы и миллионы жизней получится. 
 
Очевидно, так дальше продолжаться не может. Ни у нас в Молдове, ни на постсоветском пространстве, ни в когда-то благополучной Европе, ни на Ближнем Востоке, ни даже в цитадели либерального капитализма — США. Нигде в мире сегодня нет островка, где трудяга Робинзон мог бы спокойно доить своих коз и учить грамоте бывшего людоеда Пятницу. Черные флаги джихадистских армад могут появиться нынче где угодно и когда угодно.
 
Посему главный вопрос эпохи — переосмысление тупикового пути индивидуализма, спекуляций и кризисов и возвращение к пути прогресса и сотрудничества. А это означает ни много ни мало ренессанс марксизма, ибо никакие «геополитики» ответов на острые вопросы эпохи миру не дадут, а марксизм — творческий, диалектический, не боящийся формулы «тезис — антитезис — синтез», — такие ответы даст.
 
Михаил Лупашко
газета "Коммунист"