Планы-ураганы, или 100 дней обещаний

В ходе прошедшего на этой неделе брифинга новый министр экономики Октавиан Калмык представил планы его ведомства на ближайшие 100 дней правления.
Если коротко, то можно сказать: хорошо поет, еще больше обещает.
 
У Калмыка планы-ураганы  и по инвестиционному климату, и в части налогово-бюджетной политики, и по поводу появления новых ЗСП, по открытию новых рынков сбыта…  Только о конкретных инструментах достижения заявленных целей так ничего и не было сказано. Единственный рычаг для «спасения» утопающего — новые кредиты от западных и европейских партнеров по развитию. Вот и все приоритеты.
 

Свежо предание…

Если верить новому министру, дела в экономике и бюджетной сфере, конечно, плохи, но не настолько, чтобы говорить о кризисе. «Макроэкономическая ситуация — сложная, но вовсе не критическая», — заявил Калмык. 
 
Непонятно, что является источником оптимизма у министра экономики, но официальная статистика явно не в помощь министру. 
 
Пока еще нет полных итогов за 2015 год, но по результатам девяти первых месяцев прошлого года картина сложилась следующая: по официальным данным рост ВВП увеличился на 0,5 процента. Однако в третьем квартале спад данного показателя составил почти четыре процента (3,6 процента). Негативные ожидания и по итогам четвертого квартала прошлого года, поэтому в целом по прогнозам спад ВВП за 2015 год будет на уровне двух процентов. 
 
«Не критическая» ситуация складывается и с инфляцией, которая в прошлом году составила 13,5 процента. И это против обещанного властями показателя на уровне 5–7 процентов годовых. 
 
Экспорт ушел в глубокий минус. Но если следовать логике Минэкономики, здесь картина вырисовывается, видимо, тоже «неплохая». За 11 месяцев прошлого года молдавский экспорт обвалился на 16,4 процента. Для такой маленькой страны, как Молдова, это если не катастрофический, то уж точно кризисный показатель. При этом инвестиции сократились на 11 процентов, что в долларовом эквиваленте составляет «всего» 267 миллионов (!). 
 
Зато по росту внешних долгов мы впереди планеты всей. У кого только не занимало «проевропейское правление». Сегодня легче сосчитать тех кредиторов, у кого Молдова еще не брала в долг. Внешняя задолженность увеличилась на 23,2 процента — до 32,7 миллиарда леев. Для сравнения: годовой бюджет нашей страны составляет в лучшем случае 20–22 миллиарда леев. 
 
За девять месяцев прошлого года объемы производства в аграрном секторе сократились на 12 процентов. Однако эксперты прогнозируют еще больший спад данного показателя по итогам всего года — на 18 процентов. 
 
Судя по галопирующему росту бюджетного дефицита, который уже в феврале текущего года достигнет миллиарда леев, бюджетникам и пенсионерам ничего хорошего ждать не приходится. Как заявил на днях министр финансов, уже через полгода, в случае если ситуация в финансовом секторе не улучшится (?), дефицит бюджета может достигнуть пяти миллиардов леев. 
 
На сегодняшний день проект госбюджета на текущий год еще не готов, и страна по сути живет по показателям прошлогодней давности без учета нынешних реалий. Вообще, практика невыполнения главного финансового документа — бюджета — для нынешней власти стала обычным делом. С 2009 года еще ни один состав правительства не выполнил бюджетный план в полном объеме, а все ректификации сводились к тотальному сокращению как доходной, так и расходной части. Но, как ранее заявил газете «Коммунист» депутат ПКРМ, бывший советник президента по экономическим вопросам Олег Рейдман, большой ошибкой является верстание бюджета в спешке, к тому же на 80 процентов зависящего от внешней помощи. То, что мы сегодня наблюдаем, — полный бюджетный хаос — результат крайнего непрофессионализма государственных чиновников, непредсказуемой налоговой политики, имитации «для галочки» внедрения инфраструктурных проектов, а также отсутствия политик и мер по привлечению прямых иностранных и внутренних инвестиций. Прибавьте ко всему этому кавардаку невиданный рост коррупции в органах государственной власти, дележ экономических и финансовых сфер влияния по политическому признаку. 
 

Танцуют всех!

Выход из сложившейся ситуации министр экономики Октавиан Калмык видит в новых кредитах. А для этого необходимо как можно скорее возобновить переговоры по подписанию новой программы финансирования с МВФ. Выполнения каких условий под кредит требует Международный валютный фонд, известно. Одним из основных требований западного кредитора является сокращение бюджетных расходов на социальный сектор (зарплаты, пенсии, пособия). Кроме того, МВФ требует от молдавского правительства повышения тарифов на услуги населению (электричество, газ, воду). Следующим непременным условием МВФ является оптимизация расходов в области образования (через закрытие малокомплектных школ, лицеев, гимназий, а также дошкольных и учреждений специфического профиля — интернатов для детей-сирот и инвалидов). МВФ всегда против индексации пенсий и повышения зарплат бюджетникам, пособий и других видов социальной помощи со стороны государства малоимущим слоям населения. 
 
Так что в случае подписания нового кредитного соглашения, да еще молдавскими властями, которые возьмут деньги при любых условиях, населению Молдовы придется в очередной раз затянуть пояса. Отдавать внешние долги придется не Филиппу или Калмыку, а нам с вами, простым налогоплательщикам. 
 
Еще Румыния обещала Молдове в прошлом году 150 миллионов кредита. На румынские деньги правительство во главе с Павлом Филипом тоже уповает. 
 
Несмотря на то что Румыния 150 миллионов евро обещает выделить под большой процент, да еще при этом выдвигает новые дополнительные условия. Пока премьер-министр пишет письма МВФ с просьбой прибыть в Молдову как можно скорее, министр экономики обещает, что за 100 дней будет реализовано 30 процентов обязательных к исполнению условий по Соглашению об ассоциации с ЕС. Известно, что данное соглашение лишает Молдову части экономического суверенитета, так как не предполагает самостоятельного принятия решений молдавской стороной. Все, что требуется, — молча следовать требованиям. При этом ЕС оставляет за собой право диктовать экспортную политику нашей стране, более того — определять перспективы и политику в части внешних торговых отношений. Некоторые пункты данного соглашения и вовсе в случае их реализации предполагают не развитие аграрного сектора и промышленного производства, а напротив, их сворачивание. Молдова в этой цепочке планируется к использованию лишь в качестве сырьевого придатка. Но об этом говорить вслух в правительстве не принято. Не комильфо. 
 
Зато можно свободно наобещать с три короба и не нести за пустозвонство ответственности. По Калмыку — будет разработано больше десятка нормативных актов, которые помогут привлечь иностранные инвестиции, простимулировать молдавский экспорт, и даже будет создана новая структура под названием «Совет по продвижению инвестиционных проектов национального значения». И тогда иностранные инвесторы якобы легко будут приходить на рынок Молдовы и инвестировать. За 100 дней, обещает Калмык, будет открыто аж целых два индустриальных парка, столько же бизнес-инкубаторов, внедрено 500 евростандартов. 
 
Еще министр экономики обещает подписание льготных контрактов по поставке электроэнергии и природного газа, снятие торгового эмбарго со стороны России на поставку молдавского экспорта и т. д., и т. п. 
 
Отчитаться за проделанную работу Калмык тоже обещал. Ну что ж, если вдруг запамятует — напомним. 
 
Лариса Михеева
газета "Коммунист"